Военные конфликты

Дунайские волны, или Как западное оружие попадает на Украину?

0 4677

Как известно, Россия вышла из зерновой сделки потому, что Запад не выполнил ряд условий по соблюдению наших интересов на этом рынке. Но была и ещё одна причина, о которой министр обороны Сергей Шойгу рассказал в ходе выступления на XI Московской конференции по международной безопасности 15 августа 2023 года.

«Особый цинизм киевский режим проявил при реализации черноморской зерновой инициативы. С использованием её в качестве прикрытия от ракетных ударов со стороны России в Одессе и других черноморских портах были созданы существенные запасы вооружений и боеприпасов, которые систематически поставляются на фронт. Более того, вблизи зернохранилищ было развернуто производство БПЛА и морских управляемых аппаратов, которыми наносятся удары по инфраструктурным объектам в Крыму».

В связи с этим украинские порты в Чёрном море и на Дунае стали регулярно подвергаться атакам наших войск и сил. Разными видами оружия поражаются склады с техникой, цеха по производству беспилотных и безэкипажных систем и другие законные военные цели на их территории. Тем не менее морской трафик под так называемыми «удобными флагами» продолжился. В августе прошлого года ВМС Збройних сил сделали оповещение о создании нового зернового коридора (ПРИП 12/43 Одесса). Гарантии безопасности для морских перевозчиков со стороны Москвы были отозваны, но это их не остановило. Не испугали и украинские мины, выставленные перед началом специальной военной операции в территориальных водах на подходах к своему побережью.

Кстати, 28 декабря на одной из них в очередной раз подорвалось гражданское судно под флагом Панамы, шедшее под загрузку зерном в один из дунайских портов. Однако если раньше была хоть какая-то надежда, что морским путём на Украину не поступает иностранная военная помощь, так как на рейдах близ Стамбула торговые суда подвергались контролю смешанной комиссии, то теперь такой уверенности нет.

Судя по сообщениям ряда информационных агентств от 10 февраля, корабли Черноморского флота продолжают выполнять задачи в юго-западной части Чёрного моря по контролю за судоходством. Однако досмотры иностранных торговых судов, подозреваемых в контрабанде оружия, могут стать невозможными. Причина проста: любой такой транспорт имеет возможность воспользоваться проходом через территориальное море причерноморских стран — членов НАТО (Турции, Болгарии и Румынии), а не прямым маршрутом в международных водах. В этом случае они становятся недосягаемы.

С одной стороны, мы не заявляли, что собираемся нарушить всю украинскую логистику с внешним миром, а с другой, они могут получать от этой деятельности не только необходимое вооружение, но и финансовые поступления в казну для продолжения военных действий. А значит, демилитаризация затягивается.

Я имею вам кое-что сказать…

Одна из последних легитимных военных поставок морским путём в Одессу перед специальной военной операцией была осуществлена судном Ocean Grand компании US Ocean 23 ноября 2021 года. Это были два американских катера типа Island (первая пара доставлена судном этой же компании двумя годами раньше), переданные Украине в рамках программы «избыточного оборонного оборудования» (Excess Defense Articles, EDA). Катера получили названия «Славянск», «Старобельск», «Сумы» и «Фастов». Первый был уничтожен нашей авиацией 3 марта 2022 года, остальные скрываются где-то в районе Одессы, а может быть, и Киева.

Катера типа Island, доставленные в Одессу на судах американской компании US Ocean в 2019 и 2021 годах.

С началом СВО судоходство в северо-западной части Чёрного моря было прекращено. Район к северу от параллели 45°21' (прямая линия от мыса Тарханкут полуострова Крым до выхода из гирла Быстрое на территории Украины) был объявлен запретным для плавания в «Извещениях мореплавателям» (НАВАРЕА 031 93/22). Работа в морских портах Одессы, Черноморска, Южного, Николаева и Белгород-Днестровского остановилась. В них, несмотря на объявлявшиеся российской стороной морские гуманитарные коридоры, Украина удерживала более 70 иностранных судов.

Это сильно не понравилось тогда не только Киеву, но и его западным партнёрам из-за якобы поставленной под угрозу глобальной продовольственной безопасности. Как заявлял Зеленский в интервью «Голосу Америки», Россия это делает специально, чтобы создать проблемы Европе и не дать Украине получить миллиарды долларов.

В процесс вмешался Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, призвавший Москву обеспечить экспорт украинского зерна, но уже под предлогом преодоления продовольственного кризиса. Морские перевозки возобновились с 1 августа 2022 года, когда из порта Одессы вышло первое судно в рамках зерновой сделки. Это, как известно, был сухогруз Razoni под флагом Сьерра-Леоне с грузом кукурузы для покупателей в Ливане. До пункта назначения он не дошёл, но разговор не об этом.

Дело в том, что все предыдущие годы морские перевозки давали Киеву хорошую прибыль. Так, например, по данным портала PortNews со ссылкой на данные Администрации морских портов Украины (АМПУ), в 2019 году экспорт продукции украинских производителей морским путём достиг 121 миллиона тонн, в то время как импорт составлял только 2,58 миллиона тонн.

Тенденция продержалась ещё два года, несмотря на всемирную пандемию COVID-19. Основную номенклатуру обрабатывавшихся грузов составляли зерновые, руда и черные металлы, что, согласитесь, является приличным бизнесом. С началом СВО грузооборот черноморских портов обвалился, как и прибыль в миллиарды долларов от экспорта, лоцманских, портовых и прочих услуг. А этот аспект уже сильно влиял на возможность ведения военных действий без помощи со стороны западных партнёров.

Динамика грузооборота (млн тонн) черноморских портов Украины, 2019–2023 годы. Инфографика автора.

В связи со сложившейся ситуацией Евросоюз в срочном порядке весной 2022 года разработал предложения по транспортировке украинской продукции по так называемым «коридорам солидарности». Эта очень «здравая мысль» привела к некоторому коллапсу в перешедших под зонтик НАТО странах Восточной Европы, который продолжается до сих пор. Но неожиданно на подмогу пришли порты на Дунае (кстати, тоже морские, несмотря на то, что расположены на реке), работа которых не прекращалась и даже наращивалась.

Дунайские волны, московский «салют»

Известно, что по своим возможностям они уступали черноморским. Если Одесса может принимать суда дедвейтом в 30 000 тонн, то Измаил — только до 18 369. Но на фоне значительного снижения показателей черноморских портов дунайские стали показывать небывалый рост. Так, грузооборот того же Измаила увеличился с 4,1 миллиона тонн в 2021 году до 20,2 миллиона тонн в прошлом, Рени в 2023 году перевалил десять миллионов тонн против 1,4 миллиона тонн двумя годами ранее, а Усть-Дунайск (Вилково) — 1,7 миллиона тонн, тогда как в 2021-м только 64 тысячи тонн. В прошедшем году они стали обрабатывать больше грузов, чем в портах Большой Одессы (Одесса, Черноморск, Южный), доведя суммарный с ними грузооборот до 62 миллионов тонн. Естественно, возросла и прибыль.

Динамика грузооборота (млн тонн) дунайских портов Украины, 2019–2023 годы. Инфографика автора.

Как отметил на заседании украинского правительства премьер-министр Денис Шмыгаль, в денежном эквиваленте объем морского экспорта за последние шесть месяцев 2023 года составил 1,9 миллиарда долларов. При этом он указал на значимость этих показателей, с учетом того, что «каждая гривна, поступающая в бюджет от экспорта, направляется на обеспечение обороны страны», сообщает агентство «Рамблер».

По сравнению с суммами, которые выделял Запад на продолжение войны, это, конечно, малость, но зато своя, «незалежная», и на нее можно купить до 60 танков Leopard 2A8. Кстати, в «РИА Новости» подсчитали, что от экспорта морским путём только зерновых за период с августа 2022 по июнь 2023 года (то есть за время действия четырёхстороннего договора по зерновой сделке) Киев заработал 7,7 миллиарда долларов: от черноморских портов — 5,5 миллиардов, от дунайских — 2,2 миллиарда.

Резкий взлёт рейтинга дунайских портов стал возможным как за счёт реконструкции их мощностей, так и за счёт увеличения числа заходящих на разгрузку-погрузку судов различного класса — морских, река-море, самоходных и буксируемых речных барж. По информации Ассоциации «Укрвнештранс», на Дунае вдоль украинского берега АМПУ совместно с бизнесом, вложившим 100 миллионов долларов, было запущено 23 дополнительных погрузочных терминала в 2023 году. Ещё 15 таких инвестиционных проектов реализуется. В течение 2022–2023 годов выполнено эксплуатационное дноуглубление в объеме 3,33 миллиона кубических метров. Увеличена численность лоцманского состава.

В порту Рени у причалов одновременно размещались 22 морских судна и 40 барж. Соответственно, количество судозаходов увеличилось до 13 045 единиц по сравнению с 8944 в 2022 году, но маленьких. Для сравнения: с 1 августа 2022 года по 10 марта 2023 в порты Большой Одессы было совершено всего 879 судозаходов, но больших.

Между тем «Ридус» уже дважды указывал на возможность доставки западных вооружений для Киева по Дунаю — в октябре 2022 года и в июле 2023-го — или через Румынию с Болгарией, иначе откуда появились склады с техникой и оружием в украинских портах, о чём говорилось на XI Московской конференции по международной безопасности? Самый простой ответ на этот вопрос — военной контрабандой, под которой подразумевается воспрещенная международным правом доставка нейтральным (любым невоюющим) государством или его подданными воюющему государству предметов, способных служить для военных надобностей. Так что московский «салют» по портам был не случайностью, а закономерностью вооружённой борьбы.

Военная контрабанда под удобными флагами

Перечень таких предметов имеется в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 года, выставленной в Электронном фонде правовых и нормативно-технических документов в качестве действующей. Она была подписана Германией, США, Австро-Венгрией, Испанией, Францией, Великобританией, Италией, Японией, Россией и Нидерландами. Несмотря на то, что до ратификации дело не дошло, декларация сохраняет значение как документ, формулирующий ряд общепризнанных международных правовых норм. Как видим, среди подписантов все ныне активно участвующие в процессе «лица», кроме Украины. Но это неудивительно, так как в те времена её и не существовало.

Декларация делит контрабанду на абсолютную (всё, что имеет непосредственное отношение к ведению военных действий, включая оружие, боеприпасы, обмундирование, «военные суда и шлюпки», статья 22) и условную (продовольствие, топливо и ГСМ, оптические приборы, «корабли, суда и шлюпки всякого рода» (невоенные), «аэростаты и приборы для воздухоплавания» (можно отнести к БПЛА), колючая проволока, статья 24). Причём списки эти «могут быть добавляемы… посредством особого объявления, подлежащего оповещению».

Подтверждением того, что военная контрабанда поставляется на Украину, является факт доставки в румынский порт Констанца восьми патрульных катеров FPB 98 Мк.1, построенных во Франции.

Патрульный катер типа FPB 98 Мк.1, построенный французской компанией OCEA. Скриншот youtube.com/Naval News.

По существующей информации, в перевозках принимали участие грузовые суда UHL Fusion под флагом Португалии и Gaya неустановленной принадлежности. Поставки выполнялись в мае, июне и ноябре прошлого года. Учитывая, что ещё во Франции на катера была нанесена соответствующая символика, остаётся непонятным, как они могли пройти через Босфор во время действия зерновой сделки (май, июнь), ходя и без установленного оружия. Эта ситуация чем-то напоминает ту, когда во время Великой Отечественной войны нейтральная Турция пропускала в Чёрное море торговые суда Германии с признаками переоборудования в военные корабли. По этому поводу неоднократно заявлялись протесты со стороны Великобритании и СССР (ноты НКИД СССР от 24 июля 1941 года, 27 сентября 1943 года и 17 июня 1944 года).

Хотя есть и иная версия о том, что катера были выгружены в Греции и затем перевозились наземным транспортом в ту же Констанцу, а уже после неё оказались в Измаиле, о чём сообщалось в некоторых новостных источниках. Версия весьма сомнительна. Данный катер не танк и по своим габаритам (длина 32 метра, ширина 6,3 метра, водоизмещение 110–120 тонн) не поместится ни на трейлер, ни на железнодорожную платформу, не говоря уже о том, что по высоте с мачтой (да и без неё) не пройдёт ни под одним мостовым переходом. Однако, по сути, это ничего не меняет. А что же ещё может «приплыть» на Украину аналогичными путями?

Мониторинг судоходных ресурсов показывает, что по состоянию на 13 февраля, когда писалась эта статья, в порту Одессы, например, находилось десять судов под удобными флагами (Панамы, Сингапура, Вануату, Танзании, Белиза, Коморских островов, Того и Сент-Винсента и Гренадин). Шесть из них принадлежали компаниям из Китая и Вьетнама (по два), Индонезии и Кувейта (по одному). А ещё четыре — странам — членам НАТО Греции (балкер OSCAR), Польше (сухогруз NS OLZA), Турции (сухогруз OMAR TRADER) и союзной с ними Японии (сухогруз ATLAS S). Есть сомнения, что пришли они пустыми, ведь турецкие БПЛА Bayraktar TB2 явно не сами летели туда в своё время.

Судовая обстановка в портах Одесса и Измаил по состоянию на 13 февраля 2024 года. Инфографика автора по данным ресурса vesselfinder.com/ru.

Ещё более интересна картинка в районе порта Измаил. Как видно, вдоль украинского побережья на Дунае стоит гораздо большее количество морского и речного транспорта. Среди них нашлись грузовые суда ALJA под флагом Нидерландов (владелец — компания Interrijn Scheepvaart в Цвейндрехте, Германия), GORDION под флагом Вануату (владелец — компания U GEMI KIRALAMA VE TICARET LTD, Турция), POYRAZ под флагом Танзании (владелец — компания OKEAN MARITIME INC, США), танкер ADIL IBRAHIMLI под флагом Либерии (владелец — компания PALMALI SHIPPING SERVICES, Турция). Полагаю, что и они пришли сюда не пустыми.

В помянутой выше Лондонской деклараци есть положение: «Предметы абсолютной контрабанды подлежат захвату, если установлено, что они имеют назначением неприятельскую территорию, или территорию, им занятую, или его военные силы. При этом безразлично, совершается ли доставка сих предметов прямо, или она сопряжена с перегрузкою либо с перевозкою сухим путем». Аналогичное предусмотрено и для условной.

По данным Института Черноморских стратегических исследований (Украина, работает на иностранные гранты), Россия объявила предупреждение, согласно которому на период с 21:00 31 декабря 2023 по 21:00 31 марта 2024 закрыты зоны морского пространства широкой полосой от Керченского пролива, огибающей побережье Крыма до мыса Тарханкут и от него до устья Дуная. Что ж, это хорошая новость, пусть и распространённая врагом.

Но можно было бы и жёстче — составить перечень военной контрабанды, а ту часть, что от мыса Тарханкут до Дуная и севернее (как это было в начале СВО), объявить зоной ведения военных действий, через которую как раз летят и плывут те самые беспилотные и безэкипажные аппараты. Полагаю, что вместе с московским «салютом» в украинских портах это не только загрузит по полной «коридоры солидарности», на которых и без того стало тесно, но и лишит Киев возможности продолжать агонию в обороне, о которой на днях заявил новый главком ВСУ Александр Сырский.