Интервью Фоторепортаж Экология

«Два топора» Николая Дроздова

3 906

На интервью Николай Николаевич пригласил нас в студию Skyleaf Eco-TV – нового международного экологического медиапроекта. Это одно из множества направлений работы, в которую погружен этот поразительный человек: преподает в университете, пишет научные статьи и учебники, участвует в волонтерских движениях, с недавних пор задействован в Общественной палате и, конечно, ведет программу «В мире животных». И все это без отрыва от главного – изучения природы. Три дня назад он вернулся из Австралии, где проехал пять тысяч километров, исследуя пустыни этого уникального континента. И это в 77 лет, с еще ноющей после перелома ногой.

1 Николай Николаевич Дроздов говорит по телефону. © Оля Манолова/Ridus.ru

Первым делом Николай Николаевич извиняется и просит подождать – ему надо провести какие-то важные переговоры по телефону. Предлагает чай, кофе и одобренную экологами липецкую минералку. Сам он пьет цикорий с обезжиренным молоком. На нем идеально выглаженный пиджак с нежно-зеленым галстуком, на лацкане блестит синий значок «Добрый ангел мира».

2 Значок «Добрый ангел мира». © Оля Манолова/Ridus.ru

Закончив разговор по одному из трех мобильников, которые лежат перед ним на столе, Николай Николаевич сходу признается, что он вегетарианец, но вовсе не потому, что ему жалко животных.

3 Николай Николаевич Дроздов рассказывает о вегетарианстве. © Оля Манолова/Ridus.ru - Домашних животных жалеть вообще бессмысленно, ведь выведены они были именно для того, чтобы человек их потом употреблял в пищу. Мы тратим множество ресурсов для их содержания: создаем пастбища, выделяем поля под кормовые культуры, создаем средства уборки, строим и заполняем силосные башни, всю зиму кормим их, строим утепленные помещения для содержания скотины и так далее. Это дикое количество лишних средств, которые мы тратим, чтобы съесть мясо. Вот говорят, жалко скотинку. А что с ней делать? Вот представьте, не будем мы их убивать, дадим им волю, свободу, пусть живут до самой смерти. А куда мы их выгоним? Или мы будем кормить их до последнего часа? А это еще лучше! Те же затраты средств и труда, только чтобы они умерли своей смертью. Я думаю, многие люди просто придут ночью и тайком их перережут. Одно дело, если ты их содержишь, и тебе потом мясо дадут, и совсем другое растить их только, чтобы они сдохли своей смертью. Это же смешно! А ведь с возрастом у них начнутся болезни, ветеринары на старости начнут их лечить. Такое может быть только в бредовом фантастическом фильме. 4 © Оля Манолова/Ridus.ru

- Так почему же вы вегетарианец?

- А потому, что потребление мяса небиологично, неразумно и неоптимально. Еда должна быть оптимальной, и если мы начнем отбирать еду, которая наиболее подходит человеку, и начнем постепенно отбрасывать все, что менее пригодно, то мяса не останется. Останутся даже не фрукты, хотя они тоже хороши, а овощи, злаки, семена и орехи. Семечки, казинак подсолнечный, кунжутный… мммм! – мечтательно улыбается эколог. 5 © Оля Манолова/Ridus.ru

- А морепродукты?

- А морепродукты, я считаю, это пограничная группа продуктов, которые можно потреблять. В кулинарном отношении их даже мясом нельзя считать. На мой взгляд, самое строгое понимание мяса – кулинарное. Потому что с биологической точки зрения мясо – мягкая ткань живого организма. Даже червяка можно мясом назвать, ведь у него есть даже предкосточки, щетинки, которые его укрепляют, держат форму организма, позволяют ползать. 6 © Оля Манолова/Ridus.ru

Тут Николай Николаевич пускается в, без шуток, преинтереснейший рассказ о пищеварительной системе земляных червей. Затем плавно переходит к своей поездке в Австралию: тут и гребнистые крокодилы, которые нападают на людей, и безопасные пресноводные (рептилии – его страсть), и знаменитые австралийские скалы, и история континента, и современное положение аборигенов, над которым фактически ставят эксперименты, переселяя их в города.

7 © Оля Манолова/Ridus.ru

- Николай Николаевич, вы побывали практически во всех уголках нашей планеты, даже на Северном полюсе. Что вам больше всего запомнилось, где интереснее всего?

- Понятно, что каждое место по-своему хорошо. И я был во многих местах нашей отчизны, еще в предыдущих ее размерах и просторах. Я в основном интересовался животным миром пустынных областей, поэтому мне больше нравилось ездить в Каракумы, Кызылкумы, в Закавказье, где представлены полупустыни. Мне нравилось проводить там все полевые сезоны: и зимние бывали, и весенние, и летние. Еще я очень любою острова, и обычно рассказываю про свои поездки на Маврикий, Тонга, Фиджи, Самоа, Галапагос, Канары. Но вам я скажу с точки зрения географа. Мне нравятся три места: Северный полюс, Южный полюс и Экватор. Представьте себе, что вы стоите на Северном полюсе (на Южном я не стоял, бывал просто в Антарктиде, а до самого Южного полюса очень сложно добраться. Он находится в ледяных горах, и даже летом его достичь очень трудно). Как вы думаете, где у вас будет север, восток, юг, запад? Во все стороны будет юг! Представьте себе глобус: вот широты на нем, вот меридианы, которые идут от Северного полюса к Южному. И Северный полюс как раз та точка, в которой все меридианы сходятся. Так что везде юг. А, если на Южном встать, то соответственно, везде будет север. А что происходит с человеком, который стоит на Экваторе лицом на запад? Сам того не ощущая, он с огромной скоростью несется и проделывает за сутки путь вокруг Земли длиной в 40 тысяч километров. А что происходит с мужиком (ну, или женщиной), который стоит на одном из полюсов? Он проделал всего-навсего один оборот вокруг себя. 8 © Оля Манолова/Ridus.ru

Наша беседа прерывается – звонит один из трех сотовых телефонов. Очередное начинание, на этот раз как-то связанное с русской иконой. Закончив разговор, Николай Николаевич рассказывает о том, как увлекся природой. Про своего наставника Петра Петровича Смолина, который научил его любить и понимать природу, изучать и наблюдать. Про своего соратника Петра Второва, с которым они вместе написали первую научную работу, и первый учебник для вузов, еще сами будучи студентами. Про то, как увлечение горами сгубило в итоге его друга – Петр Второв в горах Киргизии наткнулся на захоронение ядреных отходов и получил в результате рак крови. После лирического отступления мы продолжаем интервью.

9 © Оля Манолова/Ridus.ru

- Как вы относитесь к тому, что многие вас воспринимают исключительно в качестве ведущего программы «В мире животных»? Вам наверняка часто задают о ней вопросы. Известно, что Леонид Якубович, к примеру, не любит, когда его расспрашивают про «Поле чудес».

- Я Лёнечку хорошо знаю, мне кажется, он несколько лукавит. Если человек делает передачу, и она пользуется популярностью, он не может ее не любить. Наша передача (я никогда не говорю моя передача, поскольку это плод работы многих людей) мне очень дорога. Да и потом, я же не являюсь бессменным ее ведущим. Первым был Александр Михайлович Згуриди, который и музыку подобрал, и заставку замечательную. Причем это все на моих глазах происходило, потому что в первый же год он меня пригласил на передачу. Впервые она вышла 17 апреля 1968 года. А уже в декабре он пригласил меня выступать. Я как раз только что защитил кандидатскую и стал дипломированным ученым, в этот момент он и нашел меня в университете. Сначала, правда, он про меня ничего не знал, а приглашал моего учителя, профессора Чельцова. В 1975 году Згуриди передал передачу Василию Михайловичу Пескову – замечательному журналисту, собкору «Комсомольской правды», писателю-экологу, как он сам себя называл. И вот Песков начал вести передачу, а я выступать у него, а через два года он сказал мне: «Тяжело мне одному вести, Коля, давай вдвоем будем: ты про животных, а я про природу и человека». У него всегда были темы природа и человек: охрана природы, домашние хозяйства, домашние животные, крестьянский двор, истории одомашнивания животных, в общем очень интересно. Этот период с 1977 по 1990 годы я называю Серебряным веком нашей передачи. . А в 90-м году Василий Михайлович сообщил, что едет на Аляску, потом на Чукотку, чтобы писать книгу. И я остался один на передаче. И с 90-ого года до нынешнего времени я уже один ее веду. Двадцать четыре года это много. Вот сейчас появился у меня помощник, двенадцатилетний мальчик, который делает коротенькие сюжеты, мы с ним через "плазму" беседуем. Он дает репортажи из НИИ, зоопарков, питомников, очень интересно. И мне очень помогает. Старательный и работящий парень Алеша Лапин. Он много читает и любит работать. Но ему всего 12 лет. А я бы не хотел вести передачу до тех пор, пока он станет взрослым и примет эстафету. Есть люди, которые могли бы и сейчас меня заменить из выступающих на передаче. Хотя я понимаю, что было бы лучше, чтобы это был Алеша. Но вот, может, в течение года я смогу что-то предложить революционное. Возможно, Алеша будет вести уже детскую страничку, не 6-7 минут, а 10-12, чтобы люди к нему привыкли. И мне полегче будет. Мы знаем целый ряд передач, которые были и кончились в связи с уходом из жизни ведущего – «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича, «Очевидное – невероятное» Сергея Капицы. А я не хочу быть ведущим, из-за ухода из жизни которого закончится «В мире животных». Мне хочется, чтобы она воспринималась, не как моя передача, а как передача о животных. 10 © Оля Манолова/Ridus.ru

- Раз уж речь зашла о программах. Что вы думаете о современных отечественных документальных фильмах о животных? В последние годы их качество заметно выросло. Скоро российский продукт сможет сравняться по качеству с фильмами «Би-Би-Си»? Чего не хватает?

- Нашим фильмам, как-то даже неловко говорить, не хватает бюджета… Талантливые, опытнее и умелые, преданные делу ребята у нас есть. Но нужен бюджет. Я же работал с «Би-Би-Си». Там оператор приходит со своей камерой, и эта камера – ого-го! Мы еще в советское время начали снимать фильм Soviet Safari, а когда съемки закончились, Советского Союза уже не стало, поэтому мы назвали его «Царство русского медведя». Там вся команда была с «Би-Би-Си», а я только ведущим. Это было в линии сериалов, которые делал Дэвид Аттенборо – лучший английский ведущий фильмов о природе. Я к этому времени с Дэвидом уже был хорошо знаком, мы встречались несколько раз в Бристоле на фестивале документальных фильмов о природе Wild Screen. И Дэвид сказал, что фильм про Советский Союз должен делать Дроздов. Он никогда в России не был, не знает регионов, какие там животные и так далее. Ему возразили, что Дроздов говорит с акцентом. «И хорошо, что с акцентом! Все сразу поймут, что это местный человек, который нам все это рассказывает», - ответил Аттенборо. И шесть серий о нашей стране для англичан в итоге делал я. Спасибо Дэвиду, что уступил. Но какие операторы приезжали! У него камера - еще не все знают, что такая вышла. На «Би-Би-Си» понимают, что камера должна быть не просто новой и хорошей, а одной из лучших в мире, выпущенных только что, со всеми ее возможностями. Как только она чуть-чуть устарела, оператор ее меняет. Вот за два года наш оператор сменил три камеры. А в это же время у нас была одна камера на несколько групп – вы представляете, во что она превращается? А там камера своя, оператор с нее пылинки сдувает, разве что не спит в обнимку с ней. Это такое отношение к оборудованию… А ведь от этого тоже зависит картинка. Преданность работе есть и у них, и у наших. Ребята могут безвылазно сидеть у берлоги медведя неделями. Вот, представьте: известно, что медведица должна вылезти из берлоги где-нибудь в районе 8 марта. А это значит, что надо уже в конце февраля сесть с камерой на склоне напротив, сделать себе зимнюю «избу» и до слепоты смотреть на искрящийся на солнце снег, чтоб не дай бог не пропустить нужный момент. И вот он там сидит – ни костер не разожжешь, ничего, питаешься шоколадками. А приносит материал такой, что смотришь, и прям на тебя медведица идет. А на самом деле он снимал ее с соседнего склона. Ведь, если сесть прямо перед берлогой, то медведица либо вообще не выйдет, либо так поддаст, что мало не покажется. С медведицами шутки плохи. Люди преданные есть, но нужен бюджет и на оборудование, и на сами «посиделки» вот такие. Раньше как было: на съемки партийных деятелей норма пленки была один к пяти, на академиков – один к четырем, на документальные фильмы – один к трем. Потому что академики иногда оговариваются, члены Политбюро всегда оговариваются – их надо переснимать. А с животными, вроде, как сделали, так и сделали, думало руководство. Сейчас, конечно, уже вопрос о пленке не стоит, но вопрос технического совершенствования камер не снят. Сейчас даже триноги такие делают, что она чуть ли не дороже камеры стоит. 11 © Оля Манолова/Ridus.ru

- Продолжим тему телевидения. Расскажите поподробнее про Skyleaf Eco-TV. Чем вы здесь занимаетесь, и в чем новаторство этого проекта. Ведь он же, насколько ясно из информации на сайте, призван объединить экологов из разных стран, создать единое информационное пространство.

- В принципе, у нас пока ничего особенного здесь не происходит. Но мы уже снимаем экомарафон. Собираем людей, и они рассказывают о своих достижениях. У нас новый подход. Были передачи, когда люди искали, где и что разлилось, где свалку устроили, где зверей отстреляли, где что-то сожгли. Это можно делать бесконечно – искать экологические нарушения. Но этим должны заниматься Росприроднадзор, департаменты, общества охраны природы, добровольные организации. А мы что будем за ними бегать с камерой и уговаривать что-то сделать? Один из моих учителей так сказал: «Вместо того, чтобы всю жизнь ругать темноту, надо зажечь одну свечу». Если темноту ругать, она начинает яриться, потом радоваться, что о ней рассказывают, потом начинает и к вам прилипать. В итоге она доведет вас до сумасшедшего дома или до инфаркта. И вдобавок у людей это будет вызывать негативные эмоции, чувство отчаяния и безысходности. А я говорю, давайте находить самых лучших людей, которые делают самую чистую воду, которые создают предприятия без выбросов! И люди смотрят и думают: «А ведь можно и так!» Вот мы делали сюжет про мусороперерабатывающий завод под Москвой (его, к сожалению, создали зарубежные специалисты). Загрязненность воздуха у соседней дороги самая большая, во дворе чуть лучше, а самый чистый воздух поступает из трубы этого завода. Люди приходят на экскурсию и спрашивают, не работает завод что ли? Дым из трубы не идет! Так и не надо. Это теплоотвод. 12 © Оля Манолова/Ridus.ru

- То есть этот завод и есть та самая свеча, которую ваше телевидение зажигает?

- Именно! Ведь кому-то захочется самому последовать этому примеру. Или чиновник какой-нибудь найдет нарушителя, и скажет, ему – вот как делать-то надо, что ты мне тут рассказываешь, что нельзя без загрязнения? 13 © Оля Манолова/Ridus.ru

- Ведь это же проект глобальный, а не только российский. Как это работает?

- Пока мы только на Youtube выкладываем сюжеты. Но сейчас мы в Сочи оборудуем постоянную студию, которая будет связана с Москвой. И будет связь и с другими странами. Мы работаем только первый год, и пока обособленно. Но мы хотим сделать эту связь постоянной. Я еще в 1986 году участвовал в передаче «Всемирное сафари» на «Би-Би-Си». В течение полутора часов из центра в Бристоле Дэвид Аттенборо и Джулиан Петтифер делали включения с разных точек планеты. Вот включение с Аляски, а там белые медведи ходят и про них ведущий рассказывает. У нас была полночь, и я из Останкино держал связь с Камчаткой, рассказывал про моржей, а из Средней Азии нам перегнали материал про сайгаков. Вот мне выделили десять минут, и я пять минут про одних рассказывал, пять про других. На юге Китая в это время был принц Филипп, муж королевы Елизаветы, он там панд показывал. Жак Ив Кусто вещал из своей лаборатории в Монако, а немецкий ведущий Хайнц Зильман в это время был в экспедиции и с Галапагосов рассказал про черепах. 14 © Оля Манолова/Ridus.ru

Наша беседа вновь прерывается: возникло очередное неотложное дело. Смотрим на часы и с ужасом понимаем, что мы уже два часа разговариваем, и времени задать все вопросы попросту не остается. Николай Николаевич рассказывает столько всего интересного, что минуты сами собой складываются в часы. Приходит понимание, что передать читателю это ощущение попросту невозможно. Но мэтр возвращается и мы продолжаем.

- На днях вы стали членом Общественной палаты. В каком направлении пойдет ваша работа на этот поприще?

- Первым делом я отказался возглавить комиссию по экологии. Избави Бог! Это еще одна организационная работа в области экологии. Я и так в университете экологию преподаю, на практике мы экологией занимаемся, на телевидении я про экологию рассказываю, в различных акциях я участвую и так далее. И тут опять экология? Нет. Поэтому я записался в комиссию по культуре и искусству. Я не большой специалист в этой области, но тут и не надо иной раз быть специалистом, надо иметь здравый смысл и хороший вкус. У нас сейчас много проблем в области духовного воспитания, особенно молодежи. У меня есть на этот счет много соображений, которые вовсе не требуют какого-то специального образования, а просто общего уровня воспитания и развития. Прямо скажу, мысли у меня довольно консервативного характера. Мне, например, не нравится, когда из классики делают какие-то полуприличные новации. Можно сделать ремейк песни. Но не когда это пьеса или опера, в которую уже вложен многогранный талант различных людей прошлого: композиторов, либреттистов, художников, актеров. Ведь это же оттачивалось многими выдающимися, в хорошем смысле этого слова, художниками прошлого. А потом вдруг возникает новация, которая ломает все привычнее стандарты. Например, эксперименты с оперой. Однажды в Америке мы пошли на мою любимую оперу «Травиата». Музыка та же, но ведь и обстановка должны быть соответствующей, это же определенная эпоха. А на сцене происходит современная молодежная тусовка: люди валяются на полу, смотрят порнографию по телевизору, пьют виски, все с мобильниками. Ну, ребят, вы же классику ставите. К чему все это? Хотите показать это, сделайте свое, но не называйте это «Травиатой». 15 © Оля Манолова/Ridus.ru

- К слову о современных подходах. Как вы относитесь к радикальным экологическим движениям, таким, как Peta? У многих людей вызывают недоумение и даже отторжение акции, когда, к примеру, полуголые женщины, измазанные кровью, запираются в клетки и таким образом призывают возлюбить братьев наших меньших.

- Вы уже в своем вопросе сформулировали часть ответа. Бороться за права животных надо, это понятно. Но методы этой борьбы иногда вызывают отторжение. Голые женщины в клетке отнюдь не напоминают о мучениях животных. Да и потом, содержание в клетке животного еще не является мучением. В зоопарке животные живут лучше и дольше, чем в природе, и чаще размножаются. Английский исследователь Джеральд Даррелл (он, кстати, был у нас в России, я ему помогал фильм делать) описывал случай. Сижу, говорит, в Африке осматриваю отловленных животных. Приходит женщина-туристка и начинает: «Господин Даррелл! Вы увозите животных в неволю, вредите им!» А он ей предложил посмотреть за его работой. Берет животное за ухо, и показывает ей. А там напившиеся крови клещи сидят в ряд. Он их берет, и по очереди вытаскивает. «Ведь ему же больно, они кровь из него сосут, а теперь ушко чистенькое», - говорит Даррелл. С другого уха убрал еще выводок. Потом на пузе прыщи помазал. Потом поворачивает животное, смотрит ему в попку, берет пинцет и здоровенного ленточного червя вытаскивает: они когда откладывают яйца, задний конец выводят из ануса животного. Женщина завизжала, мол, ужас какой! «А вот этот червь его бы уморил, а сейчас он чистенький, здоровенький поедет в зоопарк», - отвечает Даррелл. 16 Вид из офиса телеканала Skyleaf Eco-TV. © Оля Манолова/Ridus.ru

- Что можно сделать и на каком уровне, чтобы такие явления, как догхантеры и повсеместно заваленные мусором леса перестали быть частью нашей повседневной жизни? Понятно, что природу человеческую изменить нельзя, но чтобы это хотя бы не воспринималось, как обыденность. Экологическое просветление или еще что-то?

- Skyleaf Eco-TV этим занимается. Мы, например, устраиваем марафоны по очистке пляжей. Собираем группу студентов-волонтеров, выдаем им пакеты, костюмы, кепочки, чтобы их не принимали за уборщиков. Не контактируя с отдыхающими, мы собираем мусор, а потом ставим табличку «Не сорите. Мы здесь убрали». Все это проходит весело и жизнерадостно. 17 © Оля Манолова/Ridus.ru

- Метод пристыдить и показать собственным примером?

- Можно и так сказать. Или вот на Байкале тропа горная есть, там столько можно собрать всякого. Обычно я как делаю. Вот поднялись мы на фуникулере. Все говорят, поехали обратно на нем же. А я говорю, а вот там тропа есть очень живописная, вниз идет – это же интересно! Уже отошли от фуникулера на внушительное расстояние, и я достаю из рюкзака мешки, раздаю людям и говорю, давайте собирать. Обычно энтузиазма поначалу это не вызывает. А когда к концу маршрута каждый собрал по здоровому мешку, уже понимают, какое дело сделали. Или вот в национальных парках Австралии можно ходить только по тропам, но вокруг них уже нет живности, создается своеобразная зона отчуждения. А люди-то мусор все равно кидают. Я что делаю: беру прозрачный пакет, чтобы видно было, что в нем, и начинаю идти параллельно, собираю мусор, а заодно разглядываю всяких ящерок, жучков, которые под кустами водятся. Появляются охранники, чтобы выписать штраф. А я им показываю пакетик с мусором, мол, волонтер, прибираю тут. А они радуются, благодарят. И я же ведь действительно убираю мусор, а не только делаю вид. И для природы полезно, и мне интересно за животным миром наблюдать. 18 © Оля Манолова/Ridus.ru

- Но, это, опять же, собственный пример, волонтерское движение. Этого ведь недостаточно. Должно быть нечто большее. Разве нет?

- Конечно, должно. В Общественной палате можно выдвигать предложения по усилению образования, например, чтобы экология была междисциплинарной научной темой. Есть же экология промышленности, экология сельского хозяйства, экология туризма и так далее. А кроме того, этим можно заниматься через культуру, доносить это до людей не напрямую, а другими путями. И очищение планеты мы сделаем элементом культуры. 19 © Оля Манолова/Ridus.ru

На этом нам пришлось завершить нашу беседу – офис Skyleaf Eco-TV уже закрывался, надо было уходить. С пустыми руками нас Николай Николаевич отпускать не захотел и подарил по журналу, естественно, про любовь к природе. Хотел еще диск с русскими и украинскими народными песнями в собственном исполнении подписать для редакции «Ридуса», но оказалось, что при себе у него только коробочка – CD он оставил в машине на другом конце света, в Австралии. Но пообещал подарить в другой раз, пригласил снова посетить студию, уже не для интервью, а просто в гости...