Ну, вот – пазл и сложился. Теперь я знаю, что такое Северная и Южная Кореи. Правда, в первой я побывал больше 25 лет назад, а в Южной – совсем недавно. Но время в той и другой Кореях идет по-разному, поэтому на суть вещей оно практически не влияет.
Лучше всего, конечно, сравнивать эти две страны с одним народом, используя частицы «нет» и «да». Нагляднее получится. Например, в Северной Корее нет демократии в современном ее понимании, а следовательно, нет и всего остального, сопутствующего ей: частной собственности, свободной прессы, независимых судов, подотчетной народу власти и личных свобод граждан. В довесок к этому у «северян» нет иного (чем официальное государственное) телевидения, джинсов, жвачки, «Кока-Колы» и автомашин в личном пользовании, а также – радиоприемников и видеоплейеров, мопедов и мотоциклов, рок и поп музыки, митингов и оппозиции… В магазинах, в которых я тогда побывал, включая знаменитый Универмаг N 1, не было ничего такого, за чем мы даже сорок лет назад встали бы в очередь. Зато был завоз эмалированных тазов и толпа народу за ними…
Если попробовать представить, что такое Южная Корея сегодня, то по всем предыдущим позициям нужно просто сказать «да». Сегодня в этой стране построено вполне преуспевающее государство с рыночной экономикой и демократией западного типа. Оттого народ живет свободно и, как мне показалось, счастливо. В их домах есть свет и разнообразная еда, не говоря уж о телевизорах и видеоплейерах. Дети южных корейцев раскованы и современны, свободно передвигаются не только по своей стране, но и по всему миру.
Сеул, в отличие от Пхеньяна, - светлый и высотный город, почти Гонг-Конг или Токио. В нем прекрасное метро, отличные дороги и развязки. Есть фешенебельные кварталы и районы поскромнее. А еще – есть парки и аттракционы, отели мировых брендов и стадионы. Но, признаюсь, как же грустно было на все это смотреть, вспоминая то, что видел когда-то в Пхеньяне. Там всю эту красоту заменяли величественные памятники и мемориальные комплексы отцу-основателю Ким Ир Сену (а сейчас уже и его сыну Ким Чен Иру). А во дорах унылых многоэтажек дети этих отцов народа играли в пинг-понг дощечками вместо ракеток...
А вы говорите: два мира – два Шапиро… Тут два корейца рядышком, буквально на узком клочке земли, уже много-много лет живут в совершенно разных эпохах. И, как многие утверждают, по-своему счастливы. Только я не верю этому. Ну не могут быть люди в концлагере счастливыми, даже , если они другой жизни никогда и не знали. И рано или поздно понимание этого придет и к ним. И тогда две Кореи объединятся, станут едиными. Через шок и боль северные корейцы придут к нормальной жизни. Той, которой заслуживает в двадцать первом веке любой народ. Если, конечно, он этого хочет…
Анатолий Струнин
Сеул