Общество

Дворец Асеева.Фоторепортаж.

5 847
  • 18 декабря 2012 spark

Начало XX века в истории тамбовского градостроительства связано с сооружением целого ряда неординарных зданий. Среди них наиболее интересным в архитектурном и историческом плане, несомненно, является дворец Асеева.

Существует легенда о том, что изначально, на месте дворца, Асеевым был построен деревянный терем, однако после насмешливых замечаний гостей дома о том, что такой состоятельный человек как Асеев мог бы позволить себе каменный особняк, Михаил Васильевич Асеев пригласил гостей во двор и поджег терем, на месте которого был построен ныне существующий дворец.

В реальности все было проще. Та тихой окраине города у жены надворного советника Жозефины Дембовской была приобретена усадьба, на месте которой и началось строительство дворца Асеева.

Спорным, а с течением времени неразрешимым, является вопрос о том, кто стал архитектором дворца. По некоторым данным авторами проекта стали московские архитекторы Л.К.Минц и М.Н.Кугушев, которые за образец взяли столичные сооружения, с характерной для московских построек того времени «перегруженностью фасадов». Однако эта информация не подтверждена архивными свидетельствами.

Версия о том, что дворец Асеева выполнен по проекту инженера Льва Кекушева, так же не находит подтверждения в данных архивов.

Асеевский дворец вобрал в себя все характерные архитектурные элементы той эпохи, эпохи развития капиталистических отношений, своеобразным олицетворением которой можно считать этот особняк. Глядя на дворец Асеева сегодня, мы можем почувствовать дух того времени, представить себе жизнь тамбовского промышленника начала XX века.


Соразмерность и изящество всех элементов дворца сделали его легким и праздничным, каждый из роскошных фасадов получил собственное декоративное решение. Многочисленные детали фасадов – башенки, парапеты, арки, разностильные окна (прямоугольные, овальные, сдвоенные на итальянский манер) придавали зданию особую живописность. Она обогащалась разнообразными балконами, верандами и трассами.


И вот к началу 1905 года дворец Асеева «вчерне» отстроен, а хозяин просит городскую управу разрешить некоторые изменения «против первоначально утвержденного проекта». Вскоре городской архитектор сообщил Асееву, что управа разрешила «изменит план и фасад существующего дома». Но что именно изменилось в плане и фасаде судить невозможно, так как документов не сохранилось.


Внутренняя планировка дворца достаточно рациональна для особняков того времени. На первом этаже размещались вестибюли, лестничный павильон, кабинет Асеева, белая гостиная, каминная, чайная, кухня и столовая. На втором – торжественный колонный зал, небольшое помещение домовой церкви и комнаты для многочисленной семьи фабриканта.

Художественное оформление помещения соответствовало его назначению. Легкий и нарядный интерьер комнат дополнялся светлым наборным паркетом.
За последние десятилетия многое во дворце утрачено, но то, что пока сохранилось, вызывает восхищение перед талантом мастеров, создавших памятник своему времени.



В художественном оформлении помещение нетрудно заметить символические сюжеты. В вестибюле – жук-скарабей, почитаемый в древнем Египте как символ жизни и смерти. В лестничном павильоне – римская богиня Флора, как символ весенней радости и цветения. Лестничный павильон, освещенный высоким окном, объединяет оба этажа здания. Стены его оформлены барельефами на темы античных сюжетов.



Лестничные перила когда-то были оформлены декоративными фонарями-торшерами, к сожалению сегодня это можно увидеть лишь на фотографиях 40-х годов.

Колонный зал второго этажа – одно из интереснейших и самых больших помещений в доме Асеева, выполненный в строгом классическом стиле. Сдвоенные колонны по периметру зала, отопительные приборы в виде облицованных колонн, расписанных мелким золотым узором по белому полю и завершенных цветочными вазами, придавали помещению особую торжественность. Восточная часть зала освещалась широким окном, а западная – верхним светом через световой купол.



В 1906 году владелец приступает к благоустройству усадьбы. Он обращается в Городскую управу с просьбой провести мостовую от Варваринской улицы по Солдатской и Набережной к первой Комендантской до ворот черного двора: «Я желал бы, чтобы город произвел постройку за мой счет с тем, чтобы мостовая всецело принадлежала городу Тамбову. Вследствие малого движения по вышеуказанным улицам, я находил бы ширину мостовой достаточной в три сажени, но полагаю сделать ее из вполне благонадежных материалов. Если мое ходатайство будет уважено, то обязуюсь внести нужные деньги немедленно».

Учитывая, что Солдатская улица (современная улица Тельмана), Комендантская улица (современная улица Гоголя) и Набережная нуждались в замощении, управа удовлетворила ходатайство Асеева.

Следующим этапом благоустройства было создание вокруг особняка парка, заложенного в 1906 – 1907 годах. Среди привычных для края пород – мелколистной липы, сосен, елей и сирени, в парке появились экзотические породы: бальзамический и серебристый тополь, голубая ель и белая акация. При разбивке парка был сохранен уникальный тамбовский долгожитель – черешчатый дуб, которому, по мнению специалистов, уже на тот момент было около четырехсот лет, который растет в парке и по сей день.


По легенде, рождение в семье Асеева дочери, отмечалось посадкой молодой ели, и хотя эта легенда не находит документального подтверждения, она наполнена любовью и лирикой. Поэтому несмотря на то, что парк был заложен значительно позже рождения дочерей, многие историки утверждают, что Асеев посадил ели просто в честь своих дочерей, не привязывая посадку деревьев к датам их рождения.

Дом Асеева был окольцован ажурной железной решеткой. В кружеве главных ворот можно было различить вензель владельца усадьбы. По свидетельствам сторожил, в ограде великолепного дворца насчитывалось более 80 художественно выполненных пролетов, из которых около 60 было сброшено в 20-х годах в реку Цну для укрепления дамбы, прорванной вовремя весеннего половодья. Ювелирная работа искусных тамбовских мастеров кузнечного дела была утрачена навсегда. Позже установили новый забор с чугунными пролетами – 30 с левой стороны и 10 с правой.

История торгово-промышленной династии Асеевых прервалась с началом национализации в 1918 году. Революция разбросала детей Асеева по всему миру. По легендам, не имеющим документального подтверждения, семья Асеевых рассеялась по разным странам.

Весной 1918 года было решено реквизировать дом Асеева, для создания в нем летней колонии для детей беднейших граждан. Все владельцы при этом подлежали выселению. Это произошло 6 мая 1918 года.

В ноябре 1918 года в усадьбе Асеева квартировали конные солдаты. В том же месяце дом был передан Агрономическому факультету Тамбовского университета под гидробиологическую станцию и физико-химические кабинеты. В усадьбе предполагалось создать ботанический сад и показательную пасеку.

Некоему Слободскому было поручено детально обследовать библиотеку и составить подробное описание книг, имеющих научную ценность, а так же подробную опись художественных ценностей. Опись сокровищ тамбовского промышленника не найдена по сей день. Многие десятилетия богатства Асеева не дают покоя тамбовским кладоискателям. Существует множество легенд о таинственных кладах под крутым берегом реки Цны и на ее дне, о несметных сокровищах Асеева.

В конце 1922 года дворец Асеева был передан отделу народного образования для организации приюта. Такая эксплуатация здания за 4 года привела его в критическое состояние. Стоимость лишь самых необходимых ремонтных работ определялась в 200000 рублей, город мог выделить из своего скудного бюджета лишь половину суммы.

После профилактического ремонта в верхнем этаже дворца был открыт туберкулезный санаторий. В комнатах первого этажа был размещен детский санаторий. Такое опасное соседство видимо не казалось противоестественным в те годы.

С 1931 года дворец был официально передан курортному управлению. Вскоре над зданием появилась рубиновая звезда, изготовленная из рубиновых остатков от звезд над кремлевскими башнями, которые приобрел тамбовский гор завод. Обветшавшая звезда была удалена при ремонте здания в 70-х годах.

Санаторий постепенно приобрел известность всесоюзной здравницы. Находившийся в нем на лечении в 1936 году Осип Мандельштам, писал жене: «Сказочно спокойный с виду губернский город. Меня везут куда-то бесконечно на дровнях (это здесь извозчики) – привозят в палаццо, напоминающее особняк Кшесинской, увеличенный в 10 раз и охраняемый стариком с ружьем и в тулупе… Живем на высоком берегу Цны. Она широка или кажется широкой, как Волга. Переходит в чернильно-синие леса…».

В годы Великой Отечественной Войны особняк Асеева, как и многие другие большие здания Тамбова, использовался как госпиталь Красной Армии. В нем с 1941 по 1945 годы располагался эвакогоспиталь №2687.

Зимой 1946 года здание пострадало от сильного пожара. Сгорели кровля, перекрытия и потолки. Сильно пострадали от огня росписи плафонов. Несмотря на тяжелое положение послевоенных лет, в конце января 1946 года облисполком постановил срочно приступить к восстановлению здания. Вместе с восстановлением памятника истории произошло и искажение интерьера здания: в его оформление были внесены символы революционного и советского времени. В верхнем классическом зале на стенах появились медальоны и барельефами Ленина и Сталина.

После восстановления асеевский дворец использовался как соматический, а позднее кардиологический санаторий. В 1967 году в парке рядом с дворцом был построен спальный корпус, исказив характер комплекса. До 1994 года в санатории проходили лечение более 2500 человек в год.

Дворец Асеева служит людям и по сей день, и это тяжелая нагрузка для такого старинного здания. Время беспощадно и к людям и к дворцам, какими бы прочными они ни были. Многие фрагменты декора здания, наружного и внутреннего, утрачены безвозвратно, другие – еще можно восстановить. Перила потеряли свои балясины, световой купол залатан железом, давно исчез фонтан с аистом и лягушками, некогда украшавший портеру с западной стороны дома. Асеевский дом стареет и нуждается в бережном уходе.

Сейчас дворец Асеева продан в частную собственность, и как решит им распорядится новый хозяин неизвестно. Возможно, воссоздаст из него дворец промышленника прошлого века, чтобы жить в нем промышленнику века нынешнего. Или использует дворец для коммерческих целей. В любом случае всем жителям Тамбова, неравнодушным к архитектуре города, остается надеяться, что этот великолепный памятник прошлого не будет утрачен.

Спасибо за помощь Машинистовой Марии.
Информация взята из книги Валентины Кученковой "Асеевы: династия предпринимателей", Кученкова "Усадьбы тамбовской губернии", А.А.Горелов, Ю.К.Щукин "Тамбов. Справочник-путеводитель"