Последние несколько лет на российских железных дорогах появляется всё больше и больше двухэтажных поездов. Появились они впервые в 2013—2014 годах, а сейчас уже обслуживают 26 направлений. В перспективе предполагается заменить ими плацкартные вагоны, чтобы пассажиры ездили в большем комфорте. Действительно ли двухэтажники удобнее одноэтажных плацкарт и купе? Давайте разберёмся.
РЖД любит двухэтажники особой любовью, запуская их каждый год на новых маршрутах. И вот уже подобные картины — норма.
Первый маршрут двухэтажного поезда Москва — Адлер, на котором я ездил в 2014 году.
А сейчас такие составы курсируют из Москвы в Питер, Анапу, Казань, Пензу, Кисловодск, Оренбург, Петрозаводск, Самару, Ижевск, из Питера в Мурманск, Кострому, Белгород, из Ростова в Сочи.
В скором времени планируется перевести на двухэтажники маршрут Москва — Тольятти.
На двух этажах помещается 16 купе и, соответственно, 64 места (32 — в люксе). Разумеется, хочется поехать сперва именно на втором этаже.
С него всё такое высокое!
Место начала Чертковского обхода на магистрали Москва — Ростов.
Интересно, что места на первом этаже нумеруются стандартно. А вот на втором почему-то с 81-го по 112-е.
Вообще, конечно, выглядят вагоны и снаружи и внутри довольно комфортно и модно. Хочется в таком проехать, факт.
Но, разумеется, есть и нюансы. И главный из них — недостаток места. Очевидно, что двухэтажность «съедает» пространство, и если пассажиры ещё как-то могут с комфортом разместиться, то вот их багаж — уже нет. Той самой легендарной «полки над проходом» или просто третьих полок тут нет в принципе! А пространство под нижними полками меньше, чем в обычном купе (опять же экономия на каждом сантиметре).
Обратите внимание на верх купе второго этажа. Из-за того, что оно под самой крышей, скос вагона находится прямо над второй полкой. Если вы будете спать головой к окну, то прямо в него упрётесь! Поэтому, когда я там ехал, спал головой к двери.
Кстати, в 2014-м мне повезло, что я ехал всю дорогу один.
А теперь представьте, что в такое купе сели четыре человека с сумками, баулами, пакетами. Представьте, как они будут друг друга стеснять!
На втором этаже в коридоре не постоишь не помедитируешь на проносящиеся пейзажи. Не, ну если ты ребёнок или карлик, то можно. А если обычный взрослый человек, то сделать это можно лишь присев или сильно скрючившись. Иначе верхняя кромка окна окажется в лучшем случае на уровне подбородка. Ну и классических откидных сидушек тут тоже не предусмотрели (а зря). Выходит, что эти окна на втором этаже вообще мало полезны.
Поэтому для комфортного созерцания пейзажей через окна приходится спускаться на первый этаж. Но там уже не будет того чувства высоты. Кстати, в них вы будете видеть противоположную сторону: вагон так спроектирован, что купе разных этажей расположены на разных сторонах.
Ну и внутривагонная лестница небезопасна. Особенно при резких толчках есть риск полететь с неё. Опять же, усложняется процесс посадки с тяжёлыми вещами: даже если вы их дотащили без лестниц до платформы, то внутри вагона по-любому без преодоления ступенек чемоданы не донести до купе. А представьте, каково ходить в вагон-ресторан? Постоянно вверх-вниз придётся перемещаться.
Кстати, о вагоне-ресторане. Он тоже устроен интересным образом. Внизу обычно бар и кухня.
В принципе, он даже выиграл за счёт того, что теперь ему предоставлено два этажа, можно и кухню больше сделать, и обеденный зал.
Из интересного: раздельный сбор мусора. Вот это было неожиданно!
Забавно, что над лестницей повешено зеркало. Видимо, чтобы не столкнуться с поднимающимся человеком с кипятком в руках.
Кстати, о кипятке. Увы, прекрасный титан в двухэтажниках отсутствует. Вместо этого вот такой офисный автомат с полутёплой водой. Иногда отдельный кипятильник есть ещё и у проводника. Но в целом, конечно, с горячей водой тут проблема. Этот автомат быстро опустошается и долго нагревается. А представьте, что 64 человека одновременно захотели заварить себе дошираку?
Кстати, туалетов тут три. То есть примерно по одному на 21 пассажира. Это лучше, чем в плацкарте (27 пассажиров на туалет), но хуже, чем в одноэтажном купе (18).
Двухэтажные поезда есть уже не только у РЖД. Железнодорожный перевозчик «Гранд Сервис Экспресс», ездящий в Крым, тоже ими обзавёлся. Сейчас двухэтажники ходят по маршруту Москва — Симферополь.
А в Воронеж и Брянск ходят двухэтажные сидячие поезда. Тоже интересный вариант.
Так что если подытожить, то моё мнение такое: двухэтажные поезда имеют право быть, но ни в коем разе они не должны заменять собой обычные плацкартные, да и купе. Пусть остаются и те и другие. У двухэтажников есть своя ниша и свой пассажир, а у одноэтажников — свой. Походники, байдарочники, велосипедисты, пассажиры с животными, да и многие другие — им такие тесные купе никак не подойдут. Да и мы, когда ездили, вынуждены были детскую коляску в тамбуре держать.
Проблема тут только в том, что они как раз заменяются. Там, где раньше ходили плацкарты, теперь начинают ходить двухэтажники. Вот только проблема в том, что стоят они часто дороже. Потому что это всё же купе, а не плацкарты, и на них не распространяются субсидии. А порой двухэтажник остаётся единственной возможностью уехать.
Одноэтажный поезд с классическими вагонами может на нужной станции не останавливаться, иметь неудобное расписание или вообще отсутствовать. Как быть условным байдарочникам и барахольщикам — не очень понятно. Сдавать всё в багажный вагон?
И если на верхние места (у тех самых скосов) стоимость билетов ещё как-то может быть сопоставимой с плацкартой, то у нижних она обычно вообще космическая.