Кино Фоторепортаж

Дюжина «Ники»: первая из российских киноакадемий назвала номинантов

2 553

Основная борьба за главный национальный киноприз предсказуемо развернётся между «Левиафаном» и «Трудно быть богом». Забавный казус: мировая премьера фильма Алексея Германа прошла на Римском кинофестивале в 2013-м году, в российский прокат он вышел в феврале 2014-го — соответственно и номинируется по итогам именно прошлого года (похожий случай был совсем недавно и с «Фаустом» Сокурова). Картина Андрея Звягинцева участвовала в каннском конкурсе-2014, но в отечественном прокате появилась всего месяц назад — соответственно, должна была выдвигаться на наши кинопремии через год (не брать же в расчёт ту фальшивую неделю в сентябре, которая чисто технически требовалась для участия в «оскаровской гонке»).

Но подобного противоречия решено было не замечать — и две равнозначимые ленты соревнуются в одном забеге. Причём заведомо проигрышном именно для Звягинцева, забывшего, увы, знаменитую — и кстати, пошедшую ещё с «Оскара» — поговорку: «Не снимай свой лучший фильм в один год с «Унесёнными ветром». Или, по крайней мере, не выдвигай его на премии в надежде на чудо.

1 Основатель и художественный руководитель премии «Ника» Юлий Гусман и президент Российской Академии кинематографических искусств Андрей Кончаловский на объявлении номинантов премии «Ника». © Антон Тушин/Ridus.ru

Первый «звоночек» в этой связи прозвучал уже на «Золотом орле», где главный приз по всем раскладам изначально «уходил» эпосу Михалкова «Солнечный удар». Но на «Нике» тоже есть своя «номенклатура» — и Герман (даже покойный) там занимает место столь же высокое. Когда давным-давно великий режиссёр получал главную награду за «Хрусталёв, машину!», то рассказал со сцены байку про льва — недвусмысленно сравнив с этим самым львом свою картину. Доживи он до сегодняшнего дня, байка могла бы прозвучать во второй раз (тем более кто её помнит). «Трудно быть богом» — это Лев, по сравнению с которым присмиреет любое морское чудовище.

Кстати напомним, что вручающие свою премию кинокритики, мудро это предвидев, вообще вывели в этом году Германа из соревнования, предпочтя осыпать лаврами не ушедшего классика, а актуального. «Ника» делать этого, естественно, не собиралась. Поэтому лучшим фильмом 2014-го года, скорее всего, «Левиафан» не станет и на этот раз. Даже несмотря на то, что и академики признаются: экранизация Стругацких понятна далеко не всем. Но это не столь важно: главное — сила Авторитета. А Герман — это голова. Не отметить это в последний уже раз — невозможно.

2 Актёр Леонид Ярмольник на объявлении номинантов премии «Ника». © Антон Тушин/Ridus.ru

Тем не менее, пока что драма про непростую российскую жизнь лидирует по количеству номинаций — их у неё одиннадцать (кстати, повторение рекорда «Орды»): звук, художник, оператор, Роман Мадянов и Владимир Вдовиченков (они соревнуются друг с другом, что «снижает» качество рекорда), Анна Уколова, Алексей Серебряков, Елена Лядова, сценарий, режиссёр и собственно сам фильм. Фреска про столь же непростую жизнь на Арканаре удостоена десяти выдвижений: музыка, звук, художник, костюмы, оператор, Юрий Цурило, Леонид Ярмольник, сценарий, режиссёр и тот самый «Лучший фильм», о котором мы только что говорили.

Пересечений — восемь. Хотя вполне возможно, что Академия захочет разделить награды «по-братски», и общий счёт будет ничейным — 5:5. Но наиболее вероятным кажется следующий расклад: фильм, оператор, актёр, художник и костюмы — со стороны «непонятного», режиссура, актриса и актёр второго плана — от «скандального». Прочие награды в качестве «утешительных» уйдут, скорее всего, другим номинантам — чтобы никто не обижался.

3 © Антон Тушин/Ridus.ru

Компанию основным соперникам в пятёрке лучших картин года составили «Дурак» Юрия Быкова, «Испытание» Александра Котта и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. В такой последовательности они занимают — с более чем заметным отставанием — места условного пьедестала.

У «Дурака» — пять номинаций: фильм, сценарий, мужская роль (Артём Быстров), за женскую роль второго плана выдвинуты и Дарья Мороз, и Наталия Суркова. Учитывая, что картина тоже резонансная и пользующаяся немалым успехом в народе, без призов её оставить не должны. Максимальные шансы — у Сурковой, сыгравшей «мэршу», а Быков вполне может «отобрать» у своих конкурентов «Нику» за сценарий (приз, который ему «в утешение» выдал и сам Звягинцев на «Кинотавре»).

Победитель «Кинотавра» — немое «Испытание» — имеет четыре номинации: фильм, оператор, музыка, звук. Более всего премии заслуживал бы оператор: картина «берёт» в первую очередь именно «картинкой»; но расстановка сил такова, что ленте может достаться максимум приз за звук — что, в принципе, тоже будет заслуженно.

Смешнее всего в этом списке выглядят «Белые ночи» — и потому, что эту снятую в полудокументальной манере оказалось «не за что» выдвигать, и потому, что Кончаловский по совместительству — нынешний президент Академии. Данное обстоятельство было встречено не только дружескими смешками, но и вопросом, не подумывал ли он снять свою работу с соревнования. «Нет, зачем же», — просто ответил классик, верно напомнив статус «Ники» — национальная премия (мы же напомним, что брат Кончаловского заметно «облегчил» обсуждаемый список, традиционно попросив не выдвигать свою работу). В итоге у ленты всего три номинации — фильм, режиссура, музыка, из которых наверняка увенчается победой последняя.

4 Актриса Елизавета Арзамасова зачитывает список номинантов премии «Ника» по итогам 2014-го года. © Антон Тушин/Ridus.ru

Единственная картина, не вошедшая в число «самых лучших», но тоже получившая три номинации — «Звезда» Анны Меликян. Здесь отмечена работа художника и дважды — Северия Янушаускате, выдвинутая и за лучшую женскую роль, и как «Открытие года».

«Открытие года», кстати сказать, — самая непредсказуемая из нынешних номинаций: в равной степени «Ники» заслуживают и Северия, и сценаристы фильма «Комбинат «Надежда» Наталья Мещанинова и Любовь Мульменко, и режиссёр «Класса коррекции» Иван Твердовский. Исходя из статистических данных, победу скорее всего одержит последний: молодым режиссёрам «Ника» всегда отдаёт предпочтение.

Всего на соискание «Ники» выдвинуто двенадцать игровых картин, из которых половина — в одной лишь номинации. Осталось упомянуть «Да и да» (Агния Кузнецова за женскую роль), «Кино про Алексеева» (Александр Збруев за мужскую), а также ленты «Шагал — Малевич» и «Поддубный», отмеченные за работу художника по костюмам.

Особенно красноречиво смотрится окончательный, официальный, «короткий» список в сравнению с «длинным» — но удовольствие сравнивать мы оставим уже самим читателям.

5 Президент Российской Академии кинематографических искусств, режиссёр Андрей Кончаловский на объявлении номинантов премии «Ника». © Антон Тушин/Ridus.ru

Президент Российской Академии кинематографических искусств Андрей Кончаловский отозвался об общем уровне работ с большим уважением:

В этом году удивительно интересный набор фильмов. И это говорит о том, что, в общем-то, нельзя говорить ни в коем случае о том, что российское кино находится в упадке. Это очень радостное явление. И я даже лично могу сказать, что у меня очень печальное было настроение несколько лет назад: мне казалось, что вообще всё уходит в страшную чёрную дыру коммерческого кинематографа. И вдруг возникает столько интересных фильмов, которые с одной стороны — самобытны, с другой стороны — они очень талантливы и по-настоящему разнообразны. И не обязательно стремятся к тому, чтобы подражать американскому кинематографу; и это самое главное, потому что видно, что существует настоящее национальное кино. 6 © Антон Тушин/Ridus.ru

На «Нику» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» претендуют «Курманжан Датка — Королева гор» (Киргизия, реж. Садык Шер-Нияз), «Набат» (Азербайджан, реж. Эльчин Мусаоглу), «Хозяева» (Казахстан, реж. Адильхан Ержанов), но основными соперниками будут почти дошедший до «оскаровской» номинации «Кукурузный остров» (Грузия, реж. Георгий Овашвили) и премированное Европейской киноакадемией «Племя» (Украина, реж. Мирослав Слабошпицкий).

Лучшие неигровые фильмы года — «Коктебельские камешки» Андрея Осипова, «Последний рыцарь империи» Сергея Дебижева и несомненный фаворит: «На пороге страха» Герца Франка и Марии Кравченко. Лучшая анимация: «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера, «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита (болеем за «Лося»).

Премию «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» получит сценарист Юрий Клепиков («История Аси Клячиной», «Пацаны»). «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» наградят бывшего директора Музея кино Наума Клеймана (недавно отмеченного и на Берлинском кинофестивале). «Ника» за «Честь и достоинство» присуждена актрисе Лии Ахеджаковой.

XXVIII Торжественная церемония вручения наград состоится 31-го марта.

7 © Антон Тушин/Ridus.ru 8 © Антон Тушин/Ridus.ru 9 © Антон Тушин/Ridus.ru 10 © Антон Тушин/Ridus.ru 11 © Антон Тушин/Ridus.ru 12 © Антон Тушин/Ridus.ru 13 © Антон Тушин/Ridus.ru 14 © Антон Тушин/Ridus.ru 15 © Антон Тушин/Ridus.ru 16 © Антон Тушин/Ridus.ru 17 © Антон Тушин/Ridus.ru