Кино

«Джентльменам удачи» — 50! Как создавалась легендарная комедия

0 4311

Над «Джентльменами удачи» — комедией о воспитателе детского сада, оказавшегося невероятно похожим на вора-рецидивиста — смеялось не одно поколение советских и российских зрителей. Но мало кто знает, что премьера фильма состоялась ровно пятьдесят лет назад, 13 декабря 1971 года, в московском кинотеатре «Россия».

В честь юбилея одной из самых знаковых картин советского кинематографа мы решили немного углубиться в историю и рассказать, как создавались «Джентльмены», что творилось на съемках и кто в итоге помог фильму попасть на большие экраны.

На съемочной площадке "Джентльменов удачи".На съемочной площадке «Джентльменов удачи».© Мосфильм

Режиссер Александр Серый выбрал тюрьму, как главное место действия, не случайно — незадолго до начала работы над «Джентльменами» постановщик сам пробыл почти четыре года в местах «не столь отдаленных». После выхода на свободу подававший надежды режиссер оказался без работы и без денег, зато с тяжелым багажом знаний о тюремной жизни.

На помощь к отчаявшемуся Серому пришел его друг — режиссер Георгий Данелия, у которого был уже немалый авторитет в киношных кругах (в фильмографии уже на тот момент числилось несколько режиссерских и сценарных работ, в том числе и нынешняя классика — «Я шагаю по Москве»). Рассказы друга о пребывании в тюрьму вдохновили Данелию на написание сценария к будущей картине «Джентльмены удачи», на момент разработки носившей название «Рецидивист», который он писал вместе с Викторией Токаревой.

Для Крамарова и Вицина этот фильм стал одним из главных в карьере.Для Крамарова и Вицина этот фильм стал одним из главных в карьере.© Мосфильм

Стоит заметить, что именно Данелия продвинул фильм в Госкино, где ему и дали добро на съемки. Причем он не ограничился лишь функциями сценариста — случалось так, что Данелия сам переснимал некоторые сцены за Серым, поскольку они не соответствовали его видению.

Правда, первоначальный вариант сценария предполагал немного других персонажей и других актеров. Главные роли должны были сыграть Ролан Быков, Юрий Никулин и Андрей Миронов — но все они отказались от съёмок в фильме еще до того, как сценарная заявка была утверждена. У Миронова случился конфликт рабочих графиков, Никулин передумал в очередной раз сниматься в комедии, а Быков и вовсе ушел без объяснения причин. Поэтому сценарий пришлось переписывать и искать новых актеров.

Таким образом, от изначального состава остался только Савелий Крамаров, к которому позже присоединились Евгений Леонов, Георгий Вицин и Раднэр Муратов. Процесс съемок происходил с февраля по апрель 1971 года. В Самарканде снимали тюрьму и побег, в Серебряном Бору дача одного из членов съемочной команды стала дачей профессора археологии. Детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, были отсняты уже в Москве.

Уровень ответственного подхода к роли - Евгений Леонов. Актер часами наблюдал за заключенными во всем известной "Бутырке" в период подготовки к роли.Уровень ответственного подхода к роли — Евгений Леонов. Актер часами наблюдал за заключенными во всем известной «Бутырке» в период подготовки к роли.© Мосфильм

Работа над фильмом была полна инцидентов, которые достойны собственного фильма. К примеру, во время съемок в Самарканде процесс едва не был сорван из-за верблюда. Почему-то все считали, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось только в местном зоопарке. Конечно, он не плевал в Савелия Крамарова. Плевок в итоге инсценировали с помощью обильно вспененного на лице актера шампунем.

А Евгений Леонов категорически отказался взбираться на верблюда, из-за чего съемочный процесс был задержан и практически отменен. Пришлось прибегать к хитростям монтажа и операторской работы: пока Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, Леонова доснимали уже отдельно, пока он находился на спине кого-то из членов съемочной группы.

Известно, что картину не сразу приняли и «допустили» к прокату госструктуры из-за опасений, что в картине слишком много блатного жаргона, да и сам фильм может романтизировать тюрьму. Однако после долгих переговоров и убеждений в обратном ленту в преддверии Дня Милиции было решено показать тогдашнему главе МВД Николаю Щелокову. Во время просмотра он хохотал так, что некоторые реплики было невозможно расслышать.

Одна из промо-фотографий к фильму.Одна из промо-фотографий к фильму.© Мосфильм

Но окончательно фильм одобрил сам Леонид Брежнев. После просмотра он сказал, что все тюремные термины уже давно известны в народе и каждый 12-летний мальчишка знает их наизусть. В итоге, картина все-таки вышла в прокат и снискала бешеный успех. В 1972 году «Джентльменов удачи» только в СССР посмотрело более 65 миллионов зрителей, что позволило ленте занять 12-е место в списке самых посещаемых фильмов за всю историю советского проката.

В 2012 году даже такой культовой классике не удалось избежать тенденции на пересъемку для молодой аудитории — ремейк картины с Сергеем Безруковым и Гошей Куценко в главных ролях попал на экраны 27 декабря 2012-го и предсказуемо встретил волну негодования в свою сторон. Хотя проект и умудрился собрать в прокате почти 10 миллионов долларов, вспоминать о нем не хотят ни создатели, ни зрители.

К сожалению, из главной четверки до юбилея не дожил никто. Зато их блистательная игра жива на экранах до сих пор. Напоследок, предлагаем вам подборку тех самых крылатых фраз, всенародно любимых и запомнившихся каждому зрителю картины.

С юбилеем, Джентльмены!

Не так давно мы писали и о другом юбилее — Виктору Сухорукову, известному по дилогии «Брат», исполнилось 70 лет. Читайте про самые выдающиеся фильмы актера в нашем специальном материале.