Общество

Джок Стерджес в США обвинялся в производстве детской порнографии

10 4162

Новость о закрытии фотовыставки «Без смущения» вызвала горячее обсуждение в соцсетях. Сам Стерджес в интервью телеканалу РЕН заявил, что с такой реакцией на свои работы он не сталкивался нигде в мире.

«Мне грустно, поскольку я хотел сделать прекрасное шоу. Такого никогда не случалось в моей работе, где бы то ни было в мире. И мои работы выставляются по всему миру. Люди, которые соглашаются принять участие в моих фотосессиях, делают это потому, что сами того хотят», — рассказал фотограф.

Насколько его работы провокационны, «Ридус» судить не берется. Другой вопрос, что, выставляя Россию страной с пещерными взглядами на искусство, Джок Стерджес несколько лукавит. В прошлом у него неоднократно были проблемы с правовой оценкой его творчества на родине — в США.

Более того, журналисты даже называли историю фотографа «нескончаемой сагой, состоящей из судов и дискуссий о его работах».

25 апреля 1990 года студию Джока Стерджеса наводнили агенты ФБР и офицеры полиции Лос-Анджелеса. Камеры, компьютеры, фотографии — они конфисковали все, что имело отношение к работе фотографа. Причины — снимки обнаженных детей, которые многие люди расценили как пропаганду педофилии. Арт-сообщества по всей стране ударились в крик и начали проводить пикеты в поддержку Стерджеса.

«Если дело дойдет до Верховного суда, я приглашу в качестве экспертов директоров каждого американского музея, — заявил тогда Стерджес. — Они подтвердят, что мои работы — искусство. Если „непристойность“ относится к обнаженным моделям, то в мире полно непристойных вещей: медицинские атласы, National Geographic».

В итоге обвинения с фотохудожника были сняты. Следственное жюри Сан-Франциско отказалось от возбуждения дела и предъявления обвинений. Впрочем, определенные выводы тогда Стерджес для себя сделал.

«До этой истории я фотографировал все что угодно. Я даже не думал, что какие-то отдельные части тела могут быть более непристойными, чем другие. Теперь я осознаю, что существуют определенные позы и углы, которые заставляют людей воспринимать мои работы предвзято. Теперь я стараюсь избегать таких моментов, не снимаю подобных фотографий».

© Jock Sturges

Восемь лет спустя Стерджес снова стал героем скандала. На этот раз поводом послужили его фотоальбомы «Последний день лета» и «Сияющие личности». Обвинения были теми же самыми: детская порнография. Объектом атаки стали книжные магазины сети Barnes & Noble.

«Я избавлю наше общество от детской порнографии, — заявил тогда организатор протестов, известный борец с абортами Терри Рэндэл. — Мы выбрали самую большую сеть, потому что, если Голиаф падет, вся земля затрясется. Они были слишком безответственны».

Атакам, впрочем, подверглись книжные магазины разных владельцев. Активисты рвали и жгли альбомы Стерджеса и его коллеги из Британии Дейвида Хэмилтона. Демонстранты требовали от властей Алабамы и Теннесси обвинить торговую сеть в распространении детской порнографии. В суды с исками обратились десятки разгневанных американцев.

Лишь в городе Монтгомери было зафиксировано 32 таких иска.

Стоит отметить, что данные обвинения сыграли роль отличной рекламы для альбомов Стерджеса. Магазины Нью-Йорка, например, после демонстраций в Алабаме и Теннесси продали все имеющиеся экземпляры в считаные дни.

Сам Стерджес на обвинения отвечал так: «Западные цивилизации настаивают, что есть железобетонные границы между возрастами, когда секс возможен, а когда нет. До 18 вы не существуете сексуально, а после — существуете на всю катушку».

«До 18 лет ни у кого ничего в штанах нет. После 18 там сразу заводится все что надо. Это смешно. Правда в том, что от самого рождения мы довольно чувствительные существа. В мире не существует человека, не любящего ласку. Дети начинают мастурбировать, начиная с полутора лет. Они делают это спонтанно и без мыслей, что в том, что они чувствуют себя хорошо, есть нечто злое. Это просто чувственный жизненный опыт, который должен принадлежать только ребенку. Правда в том, что хомо сапиенс — весьма чувствительные существа. Думаю, что все создания такие в той или иной степени», — заявил художник в 1998 году.

«Мы очень слепы здесь в США, — продолжает Стерджис. — Люди не замечают дичайших несостыковок».

© Jock Sturges Я полагаю, средний возраст потери девственности для девочек в нашей стране составляет сегодня 14,5 года. Постоянно увеличивается количество матерей-тинейджеров и матерей-одиночек, а у нас возраст согласия — 18 лет. Это делает их всех преступниками. Если бы возраст согласия был ниже, вы бы могли интеллигентно поговорить на эту тему со своими детьми, вам бы не стоило беспокоиться о том, что какого-нибудь члена родительского комитета хватит кондрашка после разговора о необходимости презервативов и так далее. Как только вы запрещаете что-либо, это тут же становится дико привлекательным, — высказал в интервью изданию Metroactive свою точку зрения художник.

Там же он сформулировал следующую мысль: чем ниже возраст согласия, тем меньше маньяков. «В нашем обществе средний маньяк насилует от 70 до 100 жертв, прежде чем его поймают. В Голландии, где возраст согласия составляет, если не ошибаюсь, 13 лет, количество жертв маньяков ниже в разы — три-четыре человека», — заявил он.

Подобные заявления вкупе с детской обнаженкой прилично подогрели американское общество. Представители сети книжных магазинов делали громкие заявления, что «ни при каких обстоятельствах мы не уберем эти альбомы с полок потому, что один или более человек пожаловались на их содержание.

Если мы так сделаем, то нарушим права других граждан, которые могут захотеть приобрести эти книги».
С некоторыми оговорками суд встал на сторону продавцов. Их обязали перед продажей обертывать фотоальбомы в упаковочную бумагу и запретили продавать их детям. В дальнейшем власти и вовсе отменили свое решение.

В сегодняшнем интервью Стерджес крайне удивился тому, что его фотографии признали порнографией. «Мои работы выставляют множество галерей в разных странах. И я не слышал ничего подобного раньше, никогда в своей жизни», — пояснил фотохудожник. Видимо, в 69 лет память начинает работать неважно, коли забываются события двадцатилетней давности.