Кино

Джонни Д.: лучшие роли в кино

10 1119

Джонни Депп. © Chris Pizzello/AP Photo

9 июня Джонни Деппу исполнилось 49 лет. Киноридус вспомнил лучшие роли замечательного артиста: Уильям Блейк, Рауль Дюк, Дин Корсо, Эдвард руки-ножницы и Джек Воробей - куда ж без него.


 

«Эдвард руки-ножницы», 1990

Джонни Депп в фильме «Эдвард руки-ножницы»

Одинокое существо, жаждущее любви и общения - таким увидели Эдварда жители маленького городка, типичные обыватели. Они, конечно, сперва ужаснулись его «уродству» - ножницам вместо рук,  - но потом привыкли и даже нашли в этом «недостатке» немало приятных плюсов. Однако для режиссера Тима Бёртона Эдвард – не просто человечек, которого хочется пожалеть. В своем фильме он показывает Творца – то принимаемого, то отвергаемого обществом. Это история не о киборге, а о Художнике: страдая, герой созидает – но люди злы и крайне переменчивы в своих суждениях о его произведениях.


 

«Аризонская мечта», 1993

Джонни Депп в фильме «Аризонская мечта»

Голливудская «гастроль» Эмира Кустурицы не увенчалась бесспорным успехом – в «Аризонской мечте» «балканский гений» довольно тоскливо тасует набор своих привычных, составивших ему славу трюков, но искра высекается слабая (несмотря на пожар, время от времени случающийся на экране). Возможно, виною всему тамошняя «система», норовящая всех причесать под одну гребенку, или, может, английский язык плохо подходит для "фирменных" шуток Кустурицы, но в итоге фильм не вызвал того единодушного восторга, с каким встречались другие его режиссерские работы. Хотя к исполнителю роли Акселя претензий как раз меньше всего. Что признает и сам режиссер – впоследствии поставивший Джонни Деппу на сербской земле прижизненный бронзовый памятник.


 

«Дон Жуан де Марко», 1995 

Джонни Депп в фильме «Дон Жуан де Марко»

Нет ничего удивительного в том, что свои лучшие роли Джонни Депп сыграл у режиссеров-классиков - некоторые из которых, впрочем, на момент работы с ним никакими классиками еще не были, но ведь стали потом, так что высказывание все равно справедливо. Но удивительно то, почему Джереми Левин, сняв такую игривую и легкую картину, как «Дон Жуан де Марко», не пошел этим «классиком» становиться – а сосредоточился преимущественно на сценарной работе (его вторая лента вышла только в этом году, спустя 17 лет после первой!). Фильм начинается с признания героя, что он любил тысячу женщин - и Депп оказался как раз тем актером, в чьих устах это никак не выглядело преувеличением: да, такой мог. Хотя герой Марлона Брандо поначалу этому и не верит. Великий актер к тому времени уже бросил сниматься в великих фильмах и выбирал зачастую довольно странные для себя проекты – но дуэт с молодым Деппом у них определенно сложился. Дружеское сотрудничество было продолжено два года спустя, когда Брандо вновь сыграл с Джонни в «Храбреце» - единственном фильме, который сегодняшний именинник рискнул поставить самостоятельно.


 

«Мертвец», 1995

Джонни Депп в фильме «Мертвец»

Не найти другого к этому фильму слова, кроме как «культовый». Оригинальная задумка и безупречная режиссерская работа Джима Джармуша. Чарующий незабываемый саундтрэк Нила Янга. Стильная, врезающаяся в память картинка. Джонни Депп в роли Уильяма Блэйка, не поэта, не убийцы, но по воле судьбы принимаемого и за того, и за другого. Фильм, вопреки своему заголовку, обессмертивший всех своих создателей, - иначе и не скажешь.


 

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998

Джонни Депп в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Рауль Дьюк – альтер эго Хантера Томпсона, а сам Томпсон – любимый автор Джонни Деппа, так что их встреча в кино была вполне закономерной. Психоделическое путешествие в «Сердце Американской Мечты» под тоннами препаратов, которые искажают реальное восприятие окружающей действительности, стало для режиссера Терри Гиллиама основой для его лучшего фильма, а для Деппа – материалом для его самой «недепповской» роли. Стремясь максимально близко походить на оригинал, Депп очень серьезно поработал над внешностью, убрав с лица всю «слащавость» и добавив на макушке проплешину. Обычно в Голливуде такого не позволяют – но в те славные времена актеру было плевать на условности Голливуда, благодаря чему он за одно лишь десятилетие успел сыграть все свои главные роли.


 

«Сонная лощина», 1999

Джонни Депп в фильме «Сонная лощина»

Тим Бёртон и Джонни Депп сделали вместе семь игровых фильмов и один анимационный – давно уже став одним из самых знаменитых творческих тандемов современного кинематографа. Среди этих картин есть пара безусловно великих, несколько отличных и одна, скажем так, спорная – и даже боязно гадать, сколько еще и каких фильмов Бёртон и Депп наснимают вместе в следующие годы. Впрочем, «боязно» - это не про этих ребят, и тому пример - Икабод Крэйн, вызванный в глухую деревушку разыскивать Всадника без головы. Да, был момент, когда он немножко струхнул – но его легко можно понять, а главное – он ведь нашел в себе силы преодолеть свой страх и отважно сразился с нечистой силой. Красота Кристины Риччи была ему в этом моральной подмогой.


 

«Девятые врата», 1999 

Джонни Депп в фильме «Девятые врата»

Где герои Деппа сражаются с дьявольскими отродьями, где, напротив, напрашиваются в гости к их хозяину. Дин Корсо принадлежит к числу вторых. Знаток редких книг, он знает цену тому, что в них сокрыто, и прекрасно понимает при этом, что и ум, и богатство, и сама жизнь – вещи временные, и если уж ты к чему-то стремишься, имеет смысл ставить по-настоящему важные цели. Чисто профессиональный интерес его погони за томами, авторство которых приписывают Люциферу, постепенно сменяется личной заинтересованностью, и когда шанс предоставляется, он его не упускает. Для режиссера Романа Полански этот роман с Дьяволом – нечто большее, чем просто случайная экранизация, а очень интимное, сокровенное высказывание. Чувствуется, что ему есть, что сказать на заданную тему, и, стало быть, Джонни Деппу есть, что в этом случае сыграть.


 

«Шоколад», 2000

Джонни Депп в фильме «Шоколад»

Формально у Джонни Деппа в этом прекрасном фильме Лассе Халльстрёма – далеко не главная роль. Но и Баталов появляется только во второй серии «Москва слезам не верит» - а мы вряд ли представим себе фильм без его появления. Сравнение совсем не случайное: «Шоколад» - это ведь тоже про женскую судьбу, тоже про поиск простого личного счастья. У Виенн в исполнении Жюльетт Бинош есть свой для этого рецепт – шоколадный, нет только мужчины, который нашел бы готовое изделие не только вкусным, но и любимым. Гитарист Ру из цыганского табора тоже не сразу признается в своих предпочтениях – но признавшись, уже никуда не уходит. И не это ли мечта – иметь Джонни Деппа под боком?..


 

«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», 2003

Джонни Депп в фильме «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины»

Как это не покажется странным, но до этого фильма Джонни Депп не был международной суперзвездой. Он был уже безумно любим, допустим, у нас, в России, но в Голливуде долгое время числился аутсайдером, охотно берущимся за роли в «независимых» фильмах, но не имеющим потенциала для прокатных «боевиков». Режиссер Гор Вербински и продюсер Джерри Брукхаймер переломили хребет этому стереотипу – «открыв» Джонни миру, обеспечив ему немыслимо высокие гонорары и первую «оскаровскую» номинацию. Но роль Джека Воробья стала не только подарком (про такие говорят «одна на миллион»), но и проклятием. То, что в первый раз было свежо и оригинально, во второй еще забавляло, в третий было уже не так смешно, а к четвертому окончательно превратилось в маску и самопародию. По-прежнему популярную, нет слов, но не ведущую ни к какому развитию. Джек Воробей, безусловно, мастерски придуманный киногерой, однако мысль о том, что Джонни Депп останется в истории кино в первую очередь благодаря ему, скорее огорчает, нежели радует. Хотя начало у этой истории и правда было замечательным.


 

«Джонни Д.», 2009

Джонни Депп в фильме «Джонни Д.»

Венец российской любви к артисту – локализация названия этой уголовной драмы, в оригинале называющейся куда как скромнее: «Public Enemies». Нашим прокатчикам, конечно, невероятно повезло, что знаменитого гангстера звали Джон Диллинджер: будь у него другие инициалы, им бы так просто не выкрутиться. Но – совпало так совпало, и что говорить: мы все прекрасно понимаем, на какого именно Джонни Д. шел народ в кинотеатры. И хотя поначалу фильм не был принят однозначно всеми, но у картин Майкла Манна есть одно безусловное свойство: они как-то сами собой «вырастают» во времени. Много чего забываешь – а их спустя годы хочется пересмотреть. Впрочем, такое желание испытываешь и в отношении многих других лент с участием Джонни Деппа, даже здесь и не упомянутых. У актера бывают взлеты, бывают падения – но в целом у него практически «образцовая карьера», в которой удачно сочетаются и «авторские» фильмы, поставленные режиссерами с мировым именем, и кассовые хиты, призванные развлечь зрителя. Так что пожелаем ему все вместе удачи – и новых творческих свершений.