Кино

Джулс, Ник Фьюри и другие: лучшие роли Сэмюела Л. Джексона

25 2789

Всем хорош «Джанго освобождённый», но подлинным украшением фильма стал Сэмюел Л.Джексон – который не просто вновь подтвердил, что он блистательный актер, но превзошел себя, сыграв самую сочную, самую лучшую роль в кинокарьере. Киноридус решил кратко напомнить, в каких еще образах мы обожаем Джексона – список получился, разумеется, далеко не полным.

Гейтор Пьюрифи

Кадр из фильма «Лихорадка джунглей»

«Лихорадка джунглей» Спайка Ли принадлежит к числу «фильмов не для всех» - и есть подозрение, что эту мелодраму про межрасовые отношения вспомнит сейчас далеко не каждый. А между тем жюри Каннского кинофестиваля 1991-го года было настолько впечатлено Джексоном, что пошло вопреки установленным правилам и специально для него придумало премию за лучшее исполнение роли второго плана. Так актер, еще недавно игравший то «черного парня», то «второго бандита», стал обладателем престижной награды и получил, что называется, настоящую путевку в жизнь. Кстати, его подружку в «Лихорадке» играла Холли Берри – у которой потом тоже всё замечательно сложилось.

Джулс Уиннфилд

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Криминальное чтиво» не просто «взорвало» мир, получив в 1994-м в тех же Каннах «Золотую пальмовую ветвь» и задав едва ли не вселенскую моду на ироничные криминальные фильмы. Квентин Тарантино умудрился придать новое направление карьере едва ли не каждого задействованного в ленте артиста. Именно про утро после премьеры «Чтива» можно сказать, что Сэмюэл Л. Джексон проснулся, наконец, Звездой – и именно за эту роль он впоследствии получил еще и премию Британской киноакадемии. Благодаря его Джулсу, из киллера переквалифицировавшегося чуть ли не в проповедника, миллионы киноманов стали активно цитировать Священное писание, в частности, пророка Иезекииля.

Зевс Карвер

Кадр из фильма «Крепкий орешек - 3»

В «Криминальном чтиве» они с Брюсом Уиллисом только мельком взглянули друг на друга - в третьем «Крепком орешке» по воле злобного террориста стали напарниками. Перед Джексоном стояла довольно сложная задача: удерживать своего персонажа в рамках этакого «тюфяка». Пусть он и способен в отчаянии на настоящие подвиги, но никак не должен быть круче Джона Макклейна. С высоты сегодняшнего дня, когда мы уже точно знаем, сколь крут Джексон на самом деле, можно представить, сколь нелегко далась ему эта работа. Но в любом случае – золотой запас Национального банка США был тогда возвращен совместными усилиями двух героев.  

Орделл Роби

Кадр из фильма «Джеки Браун»

Известно, что Тарантино изначально предназначал роль Орделла самому себе – и лишь волевым усилием отдал ее все-таки Джексону. И не зря: на сей раз актер получил приз уже за главную роль – пусть и не в Каннах, а в Берлине, что, конечно, не меняет сути: «Серебряный медведь» имеется далеко не у каждого. Играя жестокого торговца оружием, готового убить даже «своих» за любую ошибку, Джексон говорит: «Я серьёзен, как инфаркт». На самом деле это реплика из другого фильма, но побывав именно в его устах, она стала в итоге крылатой. Кроме того, фраза еще отлично характеризует привычную манеру актера выстраивать свои образы: его герои, что правда, то правда, шутить особо никогда не любят.

Джон Шафт

Кадр из фильма «Шафт»

Как это ни странно, Сэмюэлу Л.Джексону, при всей его несравненной крутости, редко доверяют крупные главные роли – такие, на которых держался бы весь фильм. Вот Дензел Вашингтон, например, сосредоточен в первую очередь на сольных выходах – в то время как Джексону удобнее «спрятаться» в актерском ансамбле, ограничив свои появления до минимума. Почему так – кто знает?.. «Шафт» поэтому для истории кино особенно ценен – как показательный пример «персональной» картины нашего сегодняшнего героя. И остается только пожалеть, что фильм не положил начало полноценной франшизе – в отличие от оригинала 70-х годов, в котором помимо трех кинолент имелся еще и телесериал. Возможно, кто-то тогда посчитал, что актер, сделавший себе имя на ролях преступников-мерзавцев, не очень подходит на роль лучшего полицейского в городе?

Элайджа Прайс

Кадр из фильма «Неуязвимый»

«Неуязвимый» вышел в 2000-м году на волне небывалого режиссерского успеха М. Найта Шьямалана – и хотя и не пользовался таким же успехом, как «Шестое чувство», все равно обрел множество почитателей. Джексон здесь вновь остается в тени Брюса Уиллиса, но на сей раз имеет весьма любопытное оправдание. По сюжету он – «Стеклянный человек», едва ли не самое хрупкое существо на планете, рискующее каждый миг переломать себе все кости из-за одного лишь неверного движения. Зная актера по другим ролям, в это трудно, конечно, поверить, но тем не менее попытку это изобразить стоит засчитать за творческую удачу: по-настоящему сильный мужик тем и силен, что не боится порой показаться слабым.

Мейс Винду

Кадр из трилогии «Звездные войны»

Появления Джексона в первых двух частях новой трилогии про «Звездные войны» носили скорее эпизодический характер. В полную меру его персонаж развернулся только в финале, в «Мести ситхов», зато уж тогда мы со всей отчетливостью поняли, кто есть такой этот Мейс Винду и в чем его невероятная улётность. Последний свой бой он, к сожалению, проиграл - из-за предательского вмешательства со стороны, - но все равно остался в памяти народной образцом великого джедая. Кстати, именно участие в «Звездных войнах» позволило Джексону получить титул «самого кассового актера всех времен» - по совокупности сборов всех картин, без учета величины роли.

Невилл Флинн

Кадр из фильма «Змеиный полет»

«Змеиный полет» - пожалуй, самое «неприличное» удовольствие с участием Джексона из всех, имеющихся в наличии. И именно потому не упомянуть его невозможно. Да, к фильму при желании можно предъявить массу строгих претензий, но какова сама идея! Самолет, кишащий змеями, - от одной мысли всё внутри передергивается. На это и «повелся» Джексон в 2006-м: легенда гласит, что он согласился на роль, едва прочитав название на титульном листе сценария (собственно «Змеи на самолете» в оригинале). Забавно, что почти одновременно с участием Джексона вышел еще и «Стон черной змеи» - и хотя тот фильм был совсем, совсем о другом, налицо тенденция. Видать, в тот год у актера просто настроение было такое – змеиное.

Ник Фьюри

Кадр из фильма «Мстители»

Наряду со «Звездными войнами» - еще один существенный источник доходов Джексона, сопряженный с минимальными актерскими усилиями. Его появление в «Железном человеке» было даже не всеми замечено – ибо состоялось уже после финальных титров, коротким, но выразительным бонусом к основному блюду. В следующих лентах, основанных на популярных комиксах «Marvel», образ постепенно расширялся, пока не приобрел окончательные черты в «Мстителях», ставших самой удачной в кассовом отношении картиной 2012-го года. Не делая ничего принципиально «этакого», Джексон выполняет сюжетно очень важную функцию: ведь именно его персонаж объединяет всех столь разных супергероев в единую команду под крылом правоохранительной организации «Щ.И.Т.». Причем эта миссия может быть успешной только в том случае, если все поверят, что Ник Фьюри и правда имеет право быть их руководителем и отчасти даже наставником. И Джексон одним своим взглядом убедительно дает понять, что было бы, вступи он и сам как-нибудь в драку. И возможно, нам еще предстоит это увидеть – шансы, что Фьюри в ближайшем будущем удостоится персональной картины, достаточно велики.

Стивен

Кадр из фильма «Джанго освобождённый»

В «Джанго освобождённом» Джексона решительно не узнать. Но это заслуга не только гримеров, умело добавивших ему пару десятков лет, - это в первую очередь пример виртуозного актерского перевоплощения. Престарелый ниггер (позволим себе это слово, раз уж позволяет его себе Тарантино), всю жизнь прослуживший в богатом белом доме и ставший надсмотрщиком над своими же соплеменниками, - рискованный образ, но только не для Джексона. Артист строит свою роль на поразительном контрасте: шаткая походка, трясущиеся руки и забавное бормотание – это «видимость» для всех. Настоящее, глубоко скрытое «я» Стивена – каменный взгляд, жесткая речь, твердая поступь. Таким разным мы Джексона еще никогда, кажется, не видели – но теперь уж точно никогда не забудем. Наблюдать за его работой в «Джанго» - одно наслаждение, и хочется верить, что и в будущих своих появлениях на экране актер найдет, чем еще порадовать своих преданных поклонников.

См. также:

«Обзор кинопремьер: Джанго, унесенный ветром»