Общество

Единый учебник по истории

16 232

1) Разработка единого учебника истории для средней школы;
2) Вопрос о необходимости разработки единого учебника по истории, его содержании и авторах.

К вопросу о едином учебнике истории

Не так давно президент России выступил с инициативой создания единого школьного учебника по отечественной истории. Сейчас создается специальная рабочая группа, которая займется разработкой концепции таких учебников. Президент также отмечает, что учебники должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований.

Перед тем как приступить к рассмотрению вопроса по существу, давайте попробуем понять, что такое история и для чего она нужна? Ответ на этот, казалось бы простой вопрос, не так-то прост, раз над ним ломает голову уже не одно поколение историков, философов, ученых. Порой в научных кругах высказываются мнения, что историю и наукой-то считать не следует.

Бесспорно, история как таковая, сами исторические процессы и фактология вызывают интерес лишь у единиц – профессиональных ученых. Для прогрессивной части общества история является инструментом построения тех или иных умозаключений – пропуская исторические факты через призму своего сознания, они выдают различные образы, которые, в свою очередь, ложатся на психику изучающего эти сентенции. Это уже намного ближе к действительной функции истории и профессиональных историков в государственном масштабе.

Таким образом, встает вопрос о степени объективности и идеалогизированности исторической науки. Так как историю пишут люди, то она, безусловно, будет в определенной степени субъективной и идеалогизированной, а те или иные исторические события могут иметь разные толкования.
Представьте себе на минутку, что Вам поручили написать этот пресловутый единый учебник истории. И вот Вы сидите и думаете – а иго монгольское было или это был момент славы России и мы до сих пор Орда? А мог ли Иван Сусанин реально нажраться и заблудиться? А с Николаем II что делать – он что, святой или он слабовольный монарх, который отдал на растерзание внутреннему врагу огромную империю? Вдумайтесь, разве могла пара десятков революционеров свалить великую страну, если бы сами элиты её не пустили под откос?

Любой режим стремится так или иначе легитимизировать себя в глазах населения и, согласитесь, трудно придумать лучший способ, чем рассказать своему нарожу, что раньше было все плохо, а сейчас все хорошо. При этом рассказывать желательно через людей, которым доверяют, в которых сомневаться не будут – через ученых, историков. На этапе эдакой обработки населения и выходит на первый план история, историки и гос.заказ.
Становится очевидным факт – в России примириться с историей нашему обществу будет очень трудно. Следовательно, этот учебник, вместо того, чтобы всех помирить, может стать новым детонатором конфликтов.

Участники ОД Реструкт считают, что инициатива по созданию нового единого учебника истории вряд ли сможет изменить процесс её преподавания в лучшую сторону. Здесь может иметь место и коррупционная составляющая, ведь на разработку и выпуск учебников будут выделены значительные суммы денег. Участники ОД Реструкт не согласны с заданной учебнику концепцией, нацеленной на приведение конкретных примеров показывающих, что «судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур». Мы считаем, что утверждения подобного рода могут привести к закреплению принципа мультикультурализма в сознании учеников, что, в свою очередь, при внимательном изучении вопроса не может быть научно обоснованно.