«Ридус» на практике и «на пальцах» (по-другому, оказалось, никак) разбирался с мифами и страшилками экономики и финансов Крымского полуострова.
Прошлое
Вы поймите, они ж нам дышать не давали свободно, всё себе и себе, а обратно — хрен! За 20 лет — вообще ничего, — надрывался алуштинский таксист. — А у нас тут и газ свой, и руда…Таков, собственно, лейтмотив рядовых и не очень крымчан в вопросе воссоединения с Россией. Как показал опыт личного общения с аборигенами, любые политические аспекты второстепенны. Вместе с тем украинцы, оставшиеся за рубежом Крымского полуострова, считают, что всё ровно наоборот.
Жрали-пили, налогов не платили, работали по 3−4 месяца в году (хаты свои за бабло без налогов сдавали туристам), учились в украинских вузах — и так 20 лет — и им оказывается все это время было х… во! Куда как х… вей, чем донецким шахтерам или полтавским крестьянам, — возмущается пользователь Facebook из Киева.Правда, она, конечно, всегда у всех разная, но не может же быть она столь диаметрально противоположной? В конце концов, можно проверить, не при царе Горохе живем. Ан нет, оказывается, невозможно.
Сайты Украинского госстата, министерства экономики, налоговой службы и министерства финансов не дают никакой информации. Более того, архив портала минфина ограничен лишь нынешним годом. «Майдан» по ходу все списал. Впрочем ресурсы крымских госорганов и вовсе не дают никакой статистики.
Отсутствие какой-либо точной информации, кстати, совсем не мешало украинским политикам в самый разгар революции зимой 2014-го представлять финансовые отчеты и даже делать прогнозы.
© Андрей Гулютин/Ridus.ru
Общение с экспертами тоже ничего не дало, не стоит даже упоминать их фамилии, коли толку всё равно ноль. Остается «гуглить», и этот путь оказался чуть результативней.
Интернет-серфинг показал, что Крым — единственный украинский регион, в 2013 году не только выполнивший, но и перевыполнивший фискальные планы «пятилетки». 4,9 млрд. гривен, именно столько, как писали украинские СМИ, составили налоговые поступления в бюджет Украины из АКР. А вот сколько получил Крым — тайна, покрытая мраком.
Настоящее
Впрочем прошлое стремительно забывается. Сейчас крымчан волнуют два вопроса: точнее, намного больше (и паспорта, и гражданство, да и собственность с землей — имя этим проблемам легион). Главных, однако, два: когда же окончательно Крым перейдет на рубли и насколько поднимутся цены.
Переход на рубли глава крымского парламента Владимир Константинов обещал довершить уже в понедельник. «24 марта всё обращение будет в рублях», — обещал спикер. По его словам, все продавцы будут обязаны принимать рубли. Гривна же сохранит свой официальный статус на полуострове до 1 января 2016 года.
Корреспонденты «Ридуса» обязательно пройдутся по торговым рядам крымских городов и выяснят, насколько слова Константинова не расходятся с делом. Ведь председатель правительства АКР Сергей Аксенов заявил о введении рублевого расчета сразу же после обнародования итогов референдума.
© Андрей Гулютин/Ridus.ru
Однако в прошлый понедельник, равно как и в пятницу, и в субботу, ни столица АКР, ни другие города к рублю готовы не были.
В магазинах отвечали то же самое. А вот таксисты и бармены в клубах брали рубли ещё за неделю до референдума. Правда, совсем уж по договорным курсам, зависящим исключительно от объема совести «эксчейнджера».
Что изменится к понедельнику, и откуда Крым наполнится рублями, сейчас понять сложно. Ясно, что банки начнут выдавать российскую наличку, но этого вряд ли будет достаточно. Впрочем доживем до понедельника.
© Андрей Гулютин/Ridus.ru
Будущее
Сегодня крымских потребителей волнуют, конечно, цены, которые, как давно уже обещают различные, особенно украинские, эксперты, должны взлететь до небес.
Директор Департамента экономического развития Минагрополитики Украины Виталий Саблук, в частности, утверждал две недели назад, что в случае «полной аннексии Крыма Россией, цены на хлеб на полуострове могут вырасти на 60−70 процентов».
Вместе с тем худшие для экономики времена, как известно, касаются переходных периодов, и они по идее уже должны были завершиться. Для сравнения разумно соотнести цены, скажем, на хлеб в Симферополе, Москве и Киеве: в 2011-м, в 2013-м, январе 2014-го и сегодняшние.
Почему на хлеб? Потому, что «всему голова» и, в отличие от, допустим, бензина, он хоть и подвержен регулированию, но не контролируется крупнейшими собственниками и монополистами.
© Инфографика/Ridus.ru
Как следует из «ценника», представленного в кривых, с серьезным удорожанием (таким, чтоб вдвое, втрое, впятеро, как в 92-м или 98-м) не сталкивались пока ни киевляне, ни крымчане, ни москвичи. Политическая нестабильность, рост курса валют, угрозы международными санкциями — ничего из этого не повлияло на «продукт № 1».
Разумеется, в абсолютном эквиваленте цены разнятся: как известно, в Москве всё дороже практически вдвое. Однако, в наших расчетах, интерес представляет относительный рост цен.
Как видим, в Крыму с 2011 по 2013 годы «хлебная инфляция» составила 11%, с 2013 по 2014-й — 7%, с января по март 2014-го — 22%. То есть, пик роста цен пришёлся на период политической нестабильности. Далее следует ожидать стабилизации. Во всяком случае, в ближайшем будущем.
Ассортимент на рынках Симферополя вполне разнообразен © Андрей Гулютин/Ridus.ru
В Киеве всё несколько иначе: наибольший скачок цен произошёл в период с 2011 по 2013 — на 32%, что, конечно, помимо остального (преследование Юлии Тимошенко, семьи Павлюченко, журналиста Шария и т. д.) прибавило народного недовольства.
Далее, в период с 2013 по 2014 годы, и конкретно с января по март нынешнего, цены на хлеб почти не росли. Это связано, прежде всего, с введением госрегулирования правительством Азарова после скачка в 2013-м.
Однако, если в Крыму кризис и по оценкам экспертов, и наблюдениям корреспондентов «Ридуса», в данный момент сворачивается, то в Киеве всё только начинается. В «революционный период» с января по март цены на хлеб в Киеве почти не росли: 4% для «горячего времени» это — всего ничего. Впрочем, если ближайшее будущее Крыма в целом понятно, то у Киева впереди туман и неопределенность.
Ну а Москва — а что Москва? Здесь всегда всё стабильно и втридорога. Но от этого Первопрестольная не становится менее притягательной. Не успел Крым слиться в экстазе с Россией, как уже в Москву «намылили лыжи» тысячи крымчан.
Автор этих строк, оказавшись в пятницу по личным нуждам в одном из столичных паспортных столов, стал свидетелем, как дважды за десять минут к сотрудникам ФМС обращались жители Крыма по поводу оформления регистрации в столице.
Впрочем крымско-российский миграционный вопрос — это тема отдельного материала, который появится на «Ридусе» в ближайшее время.