Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о готовности России ввести ответные санкции, которые «ударят по слабым местам стран Запада»: «Мы также подготовили целый пакет, целую серию санкций, чтобы применить в отношении тех государств, которые объявили санкции против России», — подчеркнула Матвиенко.
В эффективности контрсанкций России усомнился экономист и предприниматель управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. В беседе с «Ридусом» эксперт отметил, что заявление Матвиенко ничем не подтверждено.
«Давайте рассуждать критически. Если за восемь лет мы проклятым буржуям так ничем экономически и не ответили, то с чего мы вдруг ни с того ни с сего что-то такое найдем? У нас товар в России либо импортный, либо квазиимпортный. Разговоры об импортозамещении, которое даже в сельском хозяйстве произошло всего на 4%, так и остались разговорами. Да, есть пять стран, которые критически зависят от нашего газа, это Словения, Болгария, Чехия и так далее, но это просто мы так покупаем лояльность. Это, конечно, все славно, но внимание, вопрос: поставляем ли мы им уникальный товар? Нет, не поставляем», — напомнил Потапенко.По словам предпринимателя, заявление Матвиенко является обычной пропагандой для внутреннего потребителя: «Она хороша, но для мира она не подходит: мир находится в совершенно другой парадигме. Экономически нам ответить, будем честны, нечем».
«Пропаганда и есть пропаганда: нам же нужно подготовить патриотов к тому, что сокращение ассортимента и рост цен у нас произошли из-за западных санкций. Но я хочу напомнить, что никаких санкций на сегодняшний день не включено, никакие пакеты не приняты. Обвал стоимости всех российских компаний достигает 60% — это просто инвестор валит из рискового актива. Все, что мы поставляем на внешний контур, это сырьевой материал. Но даже на тех направлениях, где мы доминируем, всегда есть альтернативные поставщики», — заключил эксперт.Ранее США и Евросоюз объявили сразу несколько пакетов санкций против России. Первая волна, связанная с признанием независимости ДНР и ЛНР, включала ограничения на госкорпорацию «ВЭБ.РФ» и «Промсвязьбанк», а также расширение санкций против госдолга. Кроме того, под ограничения попали члены семей российских чиновников, депутаты Госдумы, глава Минобороны Сергей Шойгу, представитель МИД Мария Захарова, главред RT Маргарита Симоньян и другие россияне.
Вынужденная специальная военная операция на Украине, объявленная президентом России Владимиром Путиным 24 февраля, вызвала заявления Запада о ужесточении ограничений. В новый пакет санкционных мер в финансовом секторе вошли ограничительные меры в отношении ВТБ, «Сбера», «Открытия», «Совкомбанка» и «Новикомбанка». А министр финансов Германии Кристиан Линднер пригрозил «полной блокадой» российских банков и прекращением бизнеса с Россией.