Тоби Магуайр долгое время был золотым мальчиком Голливуда, актёром, на которого продюсеры делали особую ставку, из которого старательно лепили суперзвезду, легенду новой эпохи. Время показало: на успех были все шансы, но в конечном результате — не получилось. Великим актёром он так и не стал. Но даже из провала этот амбициозного проекта можно сделать примечательные выводы: творческая биография Магуайра наглядно показывает, как работает наковальня звёздной Фабрики — в которой золото куют, пока горячо. А выковав, принимаются за следующий слиток.
Рецептов по работе с юными дарованиями, конечно, имеется несколько; Тоби достался один из наиболее часто используемых вариантов. Чтобы пробить начинающего актёра на вершину славы, нужны три обязательных ингредиента. Первый из них — компания уже состоявшихся мастеров, великих. Чем круче старшая звезда — тем лучше для новичка: зрители придут на одно имя — заодно зацепят другое. Тем более подобный дуэт полезен в плане максимального захвата аудитории: мало, если смазливый юнец просто понравится девочкам — хорошо, если этот выбор будет одобрен ещё и родителями.
© instagram.com
Первым шагом в этом направлении можно назвать «Месть красного барона» 1994-го года, где в компаньоны Тоби пригласили Микки Руни — голливудского ветерана, начинавшего ещё в далёкие 20-е (!) совсем уж в раннем возрасте. Возможно, правда, дело было наоборот: к проекту с Руни приплюсовали подающего надежду артиста — уже не суть важно. Нижний пролёт звёздной лестницы был преодолён.
Второе необходимое условие для создания кумира — работа либо с лучшими, либо с перспективными режиссёрами. Перспективные даже лучше лучших: режиссёров в Голливуде тоже «выращивают», так что объединение сил — дело определённо полезное. У Тоби с этим проблем не возникло. Как раз кстати пришёлся Энг Ли — уже обласканный фестивалями тайванец, которого постепенно следовало двигать на «Оскар». Вместе с Магуайром в его «Ледяном ветре» — душераздирающей семейной драме 97-го — поднимали на ноги также глазастенького Элайджу Вуда и обворожительную Кристину Риччи. Судьба их известна — и можно сказать, что нашему юбиляру на его пути повезло даже больше. Спустя два года он снова встретится с Ли в «Погоне с дьяволом», но тот фильм будет принят публикой и критиками уже посуше.
© instagram.com
Разновидностью первого ингредиента является не прямое партнёрство с кем-нибудь из мэтров, а участие в звёздном ансамбле — пусть на втором плане, но всё-таки рядышком с первым. Это правило было соблюдено уже в «Ледяном ветре» и значительно усилено в комедии того же года «Разбирая Гарри», написанной и поставленной Вуди Алленом — автором, сняться у которого считает за честь любая знаменитость. Позже, в 2000-м, Тоби стал одним из «Вундеркиндов» — центром композиции картины Кёртиса Хэнсона был герой Майкла Дугласа, но она не сложилась бы без его полноправных партнёров.
№ 3 в списке правил: надо давать не просто народившемуся, но уже созревшему таланту главные роли. Опять же — в достойном окружении и под началом правильного режиссёра. Тоби Магуайр взял эту планку в 1998-м с «Плезантвилем» Гэри Росса — историей стильной, изящной и оригинально придуманной. Его партнёршей стала Риз Уизерспун, чьё продвижение к Олимпу, как мы знаем, оказалось куда успешнее: с получением «Оскара» она затягивать не стала.
Кадр из фильма «Плезантвиль»
И вот тут уже в силу вступает четвёртый закон, итоговый, в идеале объединяющий первую тройку. Если Голливуд хочет создать новую Звезду, он непременно должен всячески подталкивать потенциального кандидата не только к зрителям, обеспечивающим кассовые сборы, но и в сторону Американской киноакадемии, подбирая ему проекты, которые просто обречены попасть в сферу её внимания. Для Тоби первым подобным фильмом оказались «Правила виноделов» Лассе Халльстрёма, по итогам 1999-го получившие семь «оскаровских» номинаций. И неважно, что сам Магуайр на премию не выдвигался — это всё дело наживное. Но когда актёр прибавляет к коллекции своих работ столь громко прозвучавшее название, это значительно укрепляет его позиции. Теперь-то его уж точно запомнили, теперь-то его уж точно все знают. Спустя четыре года те же семь номинаций получил и «Фаворит» — ретро-драма из мира скачек также была поставлена Гэри Россом.
К тому времени Тоби Магуайр уже оправдал сделанную на него ставку — напялив на себя на добрых три фильма (они растянулись на целую пятилетку: 2002 — 2004 — 2007) костюм Человека-Паука. Причём надо заметить, что изначально всё вовсе не выглядело так оптимистично: пятнадцать лет назад утверждение на главную роль в комикс ещё не гарантировало творческого бессмертия — жанр знал печальные провалы и пока отнюдь не утвердился в качестве магистрального. Но к безусловной победе привёл — опять же — безупречный выбор режиссёра: Сэм Рэйми препарировал образ Питера Паркера так, что все последующие потуги в этом направлении выглядят теперь какими-то жалкими. (Как раз на днях, к слову, объявили имя нового, уже второго после Магуайра Человека-Паука — что ж, пожелаем ему удачи.) Тоби вместе с Кирстен Данст сорвали банк и выбились на международный уровень; только вот если она впоследствии сумела оторвать от себя маску Мэри Джейн (получив, на секундочку, актёрский приз Каннского фестиваля), то вот он… У него, короче, не вышло.
© instagram.com
Казалось бы, миссия выполнена: пройдя все необходимые этапы, Магуайр перестал нуждаться в излишних представлениях. За его плечами — кино как «академическое», так и коммерческое, стыдиться нечего, осталось только пожинать плоды и подниматься выше уже на скоростном лифте. В «Хорошем немце» Стивена Содерберга (2006) Магуайр уже не прятался в тени других крупных звёзд — Джорджа Клуни и Кейт Бланшетт, он сам был Звездой, приводящей поклонников в кинотеатры. Но… Что-то застопорилось.
Ответов на вопрос, почему так произошло, может быть несколько, рискну высказать следующий: после окончания великой трилогии актёр — то ли сам, то ли с чьей-то «помощью» — выбрал неверную стратегию своего дальнейшего развития. В первое десятилетие карьеры его, несомненно, «вели» — и вели проводники, понимающие толк в этом деле. Но вот — станция: не конечная, а, скажем так, пересадочная. «Мы всё сделали, ты уже звезда, действуй!» — не факт, конечно, что было сказано нечто подобное (кто бросает курицу, только-только начавшую нести золотые яйца?), но дальше Тоби занял максимально невыгодную для себя позицию. Он вдруг оказался… третьим лишним. Причём дважды.
Кадр из фильма «Хороший немец»
Вот смотрите — и «Братья» (2009), и «Великий Гэтсби» (2013) в своей основе используют, по сути, одну и ту же схему: два парня и девушка. В первом случае герой Магуайра пропадает на войне — давая шанс персонажу Джейка Джилленхола приударить за его экранной жёнушкой Натали Портман. Во втором Тоби становится связующим звеном между влюблённой парой в исполнении Леонардо Ди Каприо и Кэри Маллиган. И оба раза он вроде бы и в тройке главных героев — но сюжет неумолимо вытесняет его из центра на обочину. Получается, что он — слабое звено; а какой может быть успех при такой составляющей?..
И хотя поставившие эти фильмы Джим Шеридан и Баз Лурман — режиссёры самого высокого уровня, пересилить сценарную драматургию не смогли даже они: сняв маску, бывший Человек-Паук оказался в тени партнёров. И хотя подобный расклад был каждый раз оправдан сюжетно, кто же по доброй воле соглашается на роли таких вот лузеров?.. Вместе со своими героями проиграл и сам Тоби — вероятно, даже не сразу это заметив.
Однако не всё ещё потеряно. Кажется, в предъюбилейный год артист взялся, наконец, не то что бы за ум, но за роль, которая может восстановить его порушенное равновесие — вернув ему почти утраченный уже звёздный статус. В новом фильме мастеровитого Эдварда Цвика «Жертвуя пешкой» Тоби Магуайр играет без преувеличения легендарного Бобби Фишера, чемпиона мира по шахматам, попадавшего на газетные передовицы благодаря не только победам, но и своей эксцентричности. Роль, как говорится, на миллион — особенно если учесть, что кульминационным событием ленты стало великое противостояние Фишера с нашим Борисом Спасским (его сыграл Лив Шрайбер).
Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»
По всем внешним признакам — это работа на «Оскар», причём не исключена и самая важная для актёра номинация — персональная. Оправдаются ли эти ожидания, станет понятно в сентябре, когда лента (год назад уже показанная в Торонто) выйдет в американский прокат: что ещё скажут тамошние критики?.. Дата российской премьеры пока что не определена, а жаль: Бобби Фишер в какой-то мере часть и нашей с вами истории.
Что можно сказать в заключение?.. Сорок лет — ещё не конец света, жизнь в этом возрасте, как известно, только начинается. И у Тоби Магуайра имеется масса шансов наверстать упущенное, догнать тех, кто успел обогнать его на повороте. Было бы желание — остальное приложится. На крайний случай, однажды — когда Человека-Паука возьмутся реанимировать, допустим, в десятый раз — он сможет сыграть уже не Питера Паркера, а его престарелого дядю, что наверняка будет встречно фанатами с пониманием и одобрением.