В интервью прибалтийскому изданию польский военный выказал подлинное отношение своих коллег к России — без мутного словоблудия политиков. Роман Полько открыто призывает прибалтов быть агрессивней к России и сокрушается, что толку от них, увы, мало.
Прежде, чем предложить избранные цитаты из объемного диалога литовского журналиста и польского военного — краткая справка о последнем:
«Роман Полько — офицер воздушно-десантных войск и войск специального назначения. Командовал ротой во время миссии UNPROFOR на территории бывшей Югославии (1992−1993 год), контингентом во время первой польской миссии в Косово (1999 — 2000 год), польским спецназом GROM во время участия в спецоперациях в Афганистане, Персидском заливе и Ираке. Начиная с 2006 до 2008 года был заместителем главы Бюро национальной безопасности (польское правительственное ведомство, в полномочия которого входит исполнение поручений президента Польши по вопросам национальной безопасности) страны. В 2009 году ушел в запас в чине генерал-майора».
«Россия показала, как хорошо она способна вести диверсионную войну, искать и затем безжалостно использовать слабости НАТО для того, чтобы впоследствии на территории независимого и суверенного государства вести свою игру. Все это, безусловно, несет опасность для Балтийских стран и Польши в том числе».
«К сожалению, военный потенциал Литвы вместе с Латвией, Эстонией и Польшей даже после призыва резервистов выглядит очень скромно и не в состоянии сравняться с российским. Мы прилагаем массу усилий для того, чтобы остальные государства-члены Североатлантического Альянса по примеру Литвы и Польши увеличивали воинские расходы.»
«Огромная диспропорция воинского потенциала Литвы, даже если к ней прибавить Латвию и Эстонию, с российским делает задачу продержаться 72 часа до подхода помощи НАТО чертовски трудной».
«Силы быстрого реагирования Североатлантического Альянса… Условием, при котором мы сможем эффективно использовать такие силы — это их дислокация. Такими странами, по моему мнению, являются Литва, Латвия и Эстония».
«Вооруженные силы Европы. К такой инициативе отношусь очень позитивно, так как такие силы наверняка будут интегрированы с структурами НАТО. Мне бы очень хотелось, чтобы благодаря такой инициативе у нас было, по крайней мере 20 — 25 тыс. солдат, готовых вступить в бой при любой необходимости в максимально короткий отрезок времени».
«В составе российской армии есть польско — или литовскоязычные соединения, подготовленные для диверсионной деятельности на территории наших стран».
«Путин смеется нам в лицо. Войсковые учения, многократные вторжения в воздушное пространство стран-членов НАТО — все это проверка единой позиции Альянса. Там, в Москве, выискивают наши слабости, радуются тому, когда национальные интересы отдельных стран берут вверх над общими ценностями Альянса. В данной ситуации меня тревожит то, что Кремль может разыграть карту национальных меньшинств в Балтийских государствах и таким образом также нанести удар по Польше.
— Учения в Прибалтике проводят не только русские, но и американцы вместе с военными силами Балтийских государств.
— Пока что в основном это инициатива Соединенных Штатов Америки, которые таким образом демонстрируют, что не собираются бросать нас в беде. К сожалению, масштаб учений вызывает у меня грустную улыбку. Все наши потуги микроскопические, по сравнению с теми учениями, которые проводят российские военные».
" - Вернемся к событиям на Украине. Украинская армия смогла сдать экзамен или с треском его провалила?
— Вот именно или… Давайте называть вещи своими именами. Украинская армия экзамен провалила, хотя чего хотеть, если все время с начала независимости армию держали в черном теле. В результате, когда тысячи добровольцев и волонтеров жертвуют жизнями на фронте, генералы оказываются самым слабым звеном. Почему? Возможно причина в том, что после распада СССР в украинской армии оказалось множество русских военных, которые остались из-за постов, семей или просто по иным обстоятельствам. Все это время они продолжали воспринимать себя русскими, а не украинцами. В результате украинская армия до начала аннексии Россией Крыма была украинской лишь отчасти, плоды этого Киев пожинает до сих пор".
«- Пожар войны на Украине удалось потушить или это только кажется, а война на самом деле будет тлеть еще долго?
— Конфликт от разрешения далек».