Западные компании, которые объявили о прекращении работы в России, закрытии производства и увольнении сотрудников, могут быть подвержены уголовному преследованию. Российские власти могут расценить такие действия как преднамеренное банкротство, наказание за которое регламентирует ст. 196 УК РФ.
О возможном уголовном преследовании топ-менеджеров иностранных компаний сообщил накануне первый вице-премьер Андрей Белоусов. «Ридус» выяснил, как подобные угрозы со стороны правительства оценивают эксперты.
Экономист Иван Стариков, ранее занимавший пост замминистра экономики России, назвал предложение Белоусова «недейственной мерой», которая может иметь негативные последствия:
«Банк России сегодня вновь не открыл торги на Московской бирже, потому что такие заявления немедленно приведут к обвалу фондового рынка. Тем временем, к моему великому сожалению, кредитный рейтинг России сегодня был объявлен по-сути преддефолтный. При всем моем уважении к Андрею Белоусову, хорошему экономисту, такие заявления не добавляют счастья для финансового рынка России», — подчеркнул Стариков в беседе с «Ридусом».Что касается реальной возможности начать уголовное преследование топ-менеджеров уходящих из России компаний, то к ней экономист также относится со скепсисом. Управляющие западных компаний как правило не являются гражданами России, поэтому обвинить их в преднамеренном банкротстве будет довольно сложно.
«В российском законодательстве много брешей. Вы можете не уволить сотрудника, а предложить ему выходное пособие в обмен на добровольное увольнение или согласие на неоплачиваемый отпуск. И все, какие уголовные дела в таком случае? У работника нет горячего желания посадить топ-менеджера. Его коренной интерес — получить хоть какие-то деньги, раз уж компания все равно работать в России не будет», — заключил Стариков.Кандидат экономических наук, маркетолог Игорь Качалов придерживается другой позиции. Он назвал эти инициативы правительства «минимальным пакетом санкций для уходящих компаний»:
«Преднамеренное банкротство — это уголовное преступление, топ-менеджеров, которые допустят это, будут судить, как в фильме „Кавказская пленница“, „по советским законам“! А это, между прочим, до шести лет тюрьмы. Поэтому вопрос заключается в том, успеют ли они уехать за границу. Здесь речь идет о дорогом выходном билете из России», — сказал эксперт «Ридусу».Но самое главное — это следующий шаг правительства, продолжил Качалов: «Если какие-то предприятия будут грубо играть против интересов России, а уход бренда — это всегда увольнение тысяч людей, то в такой ситуации наше правительство будет национализировать и изымать их собственность. Это заводы, сборочные цеха и так далее. Если они уходят, увольняя людей, их собственность будет национализирована».
«Я уверен, что так и будет, 100%, другого варианта нет. Игра пошла серьезная».«Выход для иностранных компаний стоит дорого — уголовное преследование и национализация, а вход обратно — старт „в чистом поле“, строительство бизнеса с нуля», — резюмировал экономист.
Возможность национализации западных активов ранее не исключал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. По его словам, на подобные угрозы в адрес российских граждан и компаний на Западе надо «отвечать вполне симметрично; может — и национализацией имущества тех лиц, которые имеют регистрацию в недружественных юрисдикциях».
Тем временем в Кремле отрицают обсуждение национализации: «Мне не известно об этом ничего. Все вопросы, связанные с санкциями, минимизацией ущерба от этих санкций, они все рассматриваются и решения принимаются в оперативном штабе правительства, которым руководит Мишустин», — отметил пресс-секретарь презиента России Дмитрий Песков.