Выставка американского фотохудожника Дж. Стерджеса в московской галерее им. братьев Люмьер имеет шансы войти в историю не столько культуры, сколько мракобесия, по аналогии с выставкой советских абстракционистов, уничтоженной с помощью бульдозеров по указанию Никиты Хрущева.
Но если тогда приказ «разогнать пидорасов» исходил напрямую от советского премьера, то теперь инициатива исходит «снизу» — и в буквальном, и в переносном смысле: ведь вместо бульдозеров нынешние «борцы за нравственность» используют бутылочки с анализами (очевидно, идеально чистыми с точки зрения морали).
Совершенно ясно, все те, кто сейчас громко кричит про «педофилию» в работах Стерджеса, понимают в искусстве столько же, сколько волк в капусте, говорит член Международной федерации фотографического искусства (FIAP, Fédération Internationale de l’Art Photographique) и Всемирного союза фотографов (GPU) Андрей Сучков.
«Достаточно открыть хотя бы Большую Советскую Энциклопедию или статью УК РФ 242 и найти там определение педофилии, чтобы дальше можно было не продолжать. Стерджес создавал свои работы в те годы, когда в США царили пуританские нравы. Именно в те годы его выставки тоже подвергались обструкции. Но в те годы для женщины даже в купальнике появиться на пляже было своего рода актом гражданского неповиновения. Похоже, что общественная мораль России быстрыми темпами приближается к морали, довлевшей в Америке в прошлом веке», — сказал «Ридусу» Сучков.
Андрей Сучков презентует свою выставку
Мораль их басни такова
Но, в отличие от пуританской морали в США, в России набирает силу мораль ханжеская, а это далеко не одно и то же.
Пуритане могут сколь угодно пропагандировать «приоритет духовного над телесным», но они так или иначе искренне верят в свои принципы и стараются придерживаться их в личной жизни. Никита Хрущев, бульдозерами разгромивший художников-«пидорасов», был как раз из этой когорты.
Ханжеская же мораль требует «соблюдения приличий» исключительно на публике и на публику. Почему-то не верится, что ни «Офицеры России», ни храбрые неизвестные мочеметатели не отказывают себе в удовольствии поглядеть порно, когда рядом нет журналистов с камерами. Даже если ведущие порносайты заблокированы в России пусть не с их же подачи, то под их аплодисменты.
«Я сильно подозреваю, что выставка Стерджеса — это просто повод для определенных политиков попиариться. Когда у политика нет никаких идей, как улучшить экономическую жизнь граждан, такие политики из кожи вон лезут с инициативами, касающимися личной жизни этих граждан», — говорит фотохудожник.
Сучков, который сам более 30 лет работает в том числе в жанре обнаженной натуры, вспоминает, с каким трудом удавалось пробить стену ханжества в конце 1980-х.
«Сейчас похоже на то, что мораль россиян возвращается в худшие времена СССР, когда ханжество было всеобъемлющим. Я просто ностальгию по тем временам испытываю, когда мне отказали, например, в персональной выставке в Орле в краеведческом музее на том основании, что „у нас тут православных много ходит“. Россия словно превращается в православный Иран, где мракобесие — это официальная политика государства», — говорит он.
Не запретят ли этот снимок как «пропаганду табака»?
Путешествие дилетантов
И еще одна причина, по которой, по мнению
Сучкова, на Россию надвигается мгла:
катастрофический рост дилетантизма во всех областях, включая искусство и культуру.
«Судить о художественной ценности произведений искусства берутся люди, никогда в жизни искусство не изучавшие и имеющие понятия на уровне пубертатных подростков, которых возбуждает все, что движется. Но если врачу, чтобы ставить диагноз пациенту, надо хотя бы в институте шесть лет отучиться, то „ставить диагноз“ произведениям искусства считает себя вправе любой выпускник суворовского училища. По сути, противники „педофилии“ боятся собственных скрытых влечений», — говорит Сучков.
Как известно более ста лет благодаря исследованиям Зигмунда Фрейда, диагноз таким блюстителям моральной чистоты поставить легче легкого: фрустрация.
Случай в галерее им. Братьев Люмьер — далеко не первый (и, гарантированно, не последний), когда не удовлетворенные своей интимной жизнью люди вымещают дискомфорт на артефактах.
Нет ли и здесь педофилии?
В историю вошли попытки папы римского Пия IV закрасить фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, а уже в наше время — акт вандализма в отношении картины Рембрандта «Даная» в 1985 году в ленинградском Эрмитаже.
Суд над вандалом в Ленинграде признал его вину, но освободил от уголовной ответственности как душевнобольного. Очевидно, диагноз всем таким же «борцам за мораль» поставлен точно. А степень политических свобод в стране впору мерить отношением общества к обнаженной натуре.