В Китае в понедельник состоялся запуск пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-11» с двумя космонавтами — Цзин Хайпэном и Чэнь Дуном.
Космический корабль запущен с космодрома Цзюцюань в провинции Ганьсу с помощью ракеты-носителя «Шеньчжоу-2» («Великий поход»).
В течение месяца экипаж будет находиться на орбитальной станции «Тяньгун-2» («Небесный дворец»).
Это свидетельствует о достижении нового важного прогресса в реализации пилотируемой космической программы Китая, заявил лидер КНР Си Цзиньпин.
Космонавты (тайконавты, по-китайски) перед стартом пообещали «подчиняться приказам, слушать распоряжения, сохранять хладнокровие, тщательно управлять кораблем и обеспечить успешное выполнение миссии». (А куда они денутся-то).
Пилотируемые миссии на орбиту для китайцев — это скорее тренировка для заделов на будущее, чем решение каких-то сиюминутных задач, сказал «Ридусу» эксперт журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.
«Для выполнения поставленных сейчас задач человек, строго говоря, лишнее звено, делать качественные снимки с орбиты прекрасно умеет электроника. В нынешней же миссии человек выполняет функцию своего рода подопытного кролика: китайцам надо увидеть, как космонавты могут жить на орбите в течение месяца на имеющихся на станции ограниченных запасах», — говорит Лисов.
Кроме того, хотя китайская орбитальная станция и носит пышное название «Небесный дворец», удобства на ней далеко не императорские. У «Тянгун-2» есть два принципиальных недостатка, которые ограничивают ее работоспособность 30-ю днями: наличие только одного стыковочного узла и отсутствие замкнутой системы жизнеобеспечения.
Это приводит к тому, что каждые 30 дней экипажу придется покидать станцию, чтобы освободить стыковочный док для грузового корабля. Уже на «древнем» советском «Мире-Алмазе» такой проблемы не стояло из-за наличия двух причальных агрегатов.
«"Тянгун-2» более продвинутая станция, чем «Салют-1″, но менее продвинутая, чем советский же „Мир“. Условно говоря, китайский проект пока отстает от советского на несколько десятилетий. Но важно то, что китайская космическая программа идет вперед, в то время как все остальные страны топчутся на месте», — говорит Лисов.