Отказ «Роскосмоса» продавать в США ракетные двигатели, о котором заявил в четверг Дмитрий Рогозин, — это просто PR-ход. Все это может подаваться как контрсанкции, но на самом деле, скорее всего, госкорпорация и так уже не может ничего продать, предполагает финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.
«Я думаю, никто в условиях войны (а Россия и США фактически находятся в условиях гибридной войны) и так бы ничего не купил, потому что кто же будет у противника покупать какие-то компоненты для своих стратегически важных вещей. Это как если бы мы танковые двигатели покупали у Гитлера во время Второй мировой войны или Германия покупала что-то у Британии», — пояснил он «Ридусу».Эксперт предлагает забыть о том, что между Америкой и Россией есть какая-то торговля, как минимум до тех пор, пока риски платежей настолько высоки, что даже российскую нефть никто на рынке не берет. По словам аналитика, сейчас ее покупают только крупные корпорации, типа Royal Dutch Shell, потому что это настолько авторитетная организация, что ее платеж пройдет. А независимые нефтетрейдеры нефть у России не берут, и уж тем более никто не будет покупать какие-то компоненты, считает он.
Вторая причина может заключаться в том, что в ракетах есть какие-то компоненты, которые зависят от импорта, допускает эксперт. Например, электроника, которая в России не производится. В качестве примера Дмитрий Голубовский приводит «АвтоВАЗ», который встал из-за отсутствия электроники, которую он не может купить.
О космических метлах
Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин (справа) у ракеты-носителя «Союз-2.1б» с транспортным грузовым кораблем-модулем «Прогресс М-УМ» и узловым модулем «Причал» перед запуском.© Сергей Савостьянов / ТАССРешение о прекращении поставок ракетных двигателей в США озвучил в четверг гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в эфире телеканала «Россия 24».
«Пусть летают в космос на своих метлах», — заявил он.Речь идет о продукции научно-производственного объединения «Энергомаш», уточнил глава «Роскосмоса». В первую очередь об РД-180, на котором как на маршевом двигателе летает ракета Atlas-5, и двигателе РД-181, применяемом на первой ступени ракеты Antares.
Обслуживание 24 оставшихся в американском пользовании двигателей также прекратится, добавил Рогозин. И напомнил, что с середины 90-х годов в США было поставлено 122 РД-180. Он отметил, что компания переключится на создание спутников двойного назначения.
Надежда на Китай
Заявление об отказе от продажи двигателей — это «жужжание комара на фоне звука атомного взрыва», абсолютно ничтожная новость на фоне коллапса, который происходит в экономике страны, считает Дмитрий Голубовский. Скорее всего, все это закончится тем, что космической отрасли просто не будет, как и многих других.
«Встанет вся промышленность полностью. Я не знаю ни одной отрасли, где где-нибудь в цепочке поставок не было бы импорта. И я не знаю ни одной страны, которая в этом смысле была бы столь же зависима от внешней торговли. Какие бы меры ни принимало правительство, если сейчас не удастся заключить мир, страна погибнет на горизонте полугода, ее просто не станет», — прогнозирует аналитик.Он считает адекватной оценку Олега Дерипаски, который предсказал шок, по масштабам сопоставимый с кризисом 1998 года, помноженным года на три. Помочь российской экономике и финансовой системе сможет только Китай, у которого море ликвидности и свой собственный огромный рынок, готовый поставить любой индустриальный компонент, полагает Дмитрий Голубовский.
«Все, что сейчас у нас из цепочек поставок выпало, он может заменить своими аналогами. Может быть, худшего качества, чем поставляет Запад, но он может спасти нашу промышленность и банковскую систему. Будет он это делать или нет — вопрос к нему», — заключает эксперт.