В воскресенье в России заработает система под названием «Платон», в рамках которой владельцам большегрузных грузовиков придется платить за проезд по федеральным трассам. Крупные продовольственные сети и поставщики товаров народного потребления панически предупредили о срыве доставки продуктов питания после 15 ноября.
Таким образом, грузоперевозчики намекают на высокую вероятность продуктового дефицита. По их словам, около 90% логистических партнеров и ритейлеров до сих пор не получили счетчики, необходимые для работы в системе «Платон», и поэтому с 15 ноября им придется отказаться от поставок продовольствия в магазины, благодаря чему около трети продуктов может не доехать до прилавков, передает «Коммерсантъ».
В России более одного миллиона тяжелых грузовиков, однако на сегодняшний день счетчиков системы «Платон» выпущено всего лишь около 200 тысяч. При этом до перевозчиков дошло только 40 тысяч из них.
Как рассказал «Ридусу» член Общественной палаты РФ Георгий Федоров, продуктовый дефицит вряд ли предвидится, однако проблемы в адаптации нововведений на рынке грузоперевозок имеются, о чем и свидетельствует нехватка счетчиков.
«Дефицита продуктов не будет. Никто этого, скорее всего, не допустит. Однако, судя по всему, наши законодатели вновь бегут впереди паровоза, вводя законы, которые надо еще адаптировать под реальную ситуацию на рынке. Отсюда и громкие заявления со стороны логистических компаний», — говорит эксперт.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя возможность возникновения проблем с поставками продуктов из-за ситуации с дальнобойщиками в России, заявил, что всем сторонам нужно проявлять гибкость и найти компромисс, сообщает газета «Взгляд».
Отметим, что Минтранс уже принял решение отсрочить введение платы за проезд для грузовиков массой более 12 тонн до мая следующего года для всей России, кроме Московской области. Так что на первое время, пока нововведения не будут адаптированы по всей стране, счетчиков для работы в системе «Платон» должно хватить.
Между тем Георгий Федоров подчеркивает, что закон, упорядочивающий труд дальнобойщиков, действительно нужен.
Напомним, что с 15 ноября в России вводится дополнительная плата за проезд по федеральным трассам для машин весом от 12 тонн и выше. До 29 февраля тариф будет составлять 1,5 рубля за километр, а с 1 марта и до конца 2018 года — 3 рубля и 6 копеек за километр. За счет введения этой системы правительство РФ рассчитывает получить в бюджет так называемый «дорожный фонд», который уже в следующем году может составить почти 40 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на содержание и постройку дорог.
Заметим, что подобная практика широко применяется в США и Европе, где качество дорог давно обеспечивается самими пользователями. За разрушение асфальтового полотна автомобилист платит пропорционально ущербу, и самые большие тарифы установлены для большегрузных машин. Так, во Франции стоимость проезда составляет от 11 до 15,5 евроцентов за километр, а в Германии — от 14 до 29 евроцентов.
По данным специалистов, на долю высокотоннажных грузовиков приходится порядка 56% всего ущерба, который машины причиняют дорогам. При этом доля тяжеловесов в общем автопарке страны незначительная — всего 1,5 миллионов из 55 миллионов единиц, что составляет менее 4%.
Согласно исследованиям ученых, один проезд грузовика весов в 12 тонн оказывает на дорожное полотно такой же эффект, как 40 тысяч проездов легкового автомобиля.
Кроме того, по мнению экспертов, платежи и штрафы способны значительно сократить серый сектор грузоперевозок. Сейчас, по некоторым данным, едва ли не каждая фура на дорогах России работает в обход налоговых норм и нарушает установленные нормы по весу.