По итогам длившегося почти десять лет судебного процесса, третейский суд в Гааге приговорил Россию к выплате $50 миллиардов бывшим акционерам ЮКОСа. Cуд счел, что Россия нарушала Энергетическую хартию, и фактически признал нефтекомпанию экспроприированной. Леонид Невзлин, Владимир Дубов и другие бывшие акционеры компании требовали возмещения $114 миллиардов, однако суд оценил потери примерно в $50 миллиардов.
Заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте Р. Ф. Лидия Михеева в разговоре с корреспондентом «Ридуса» подчеркнула, что ее как юриста интересует прежде всего юридическая сторона вопроса, которую еще предстоит внимательно изучить — документ содержит более 600 страниц. Тем не менее, к решению суда Гааги уже есть масса вопросов.
Это своего рода особый случай. Иски к государствам удовлетворяются не так часто. Во всех аналогичных ситуациях суд всегда пытается понять, действительно ли государство совершило то правонарушение, которое ему инкриминируется. В данном случае трудно представить, чем руководствуется суд, когда он обвиняет именно государство, а не те компании, которые приобрели спорные активы.«Известно, что активы были приобретены коммерческими компаниями, которые потом изменяли свою судьбу, вливаясь в ряды других коммерческих структур», — пояснила Михеева.
Очень интересно было бы узнать, где суд увидел причинно-следственную связь, в чем она по его мнению состоит и, собственно, в чем вина именно Российской Федерации. Пока это не очевидно, будем читать материалы дела.Министр иностранных дел России Сергей Лавров уже заявил о том, что судебный процесс по делу бывших акционеров ЮКОСа в суде Гааги не завершен, передает ИТАР-ТАСС.
Предусмотрены апелляции, и российская сторона, а также те ведомства, которые представляют Россию в этом процессе, будут использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции.«Всякий ответчик в любом процессе может оспорить решение суда. Тот ответчик, который не хочет спорить, просто-напросто сразу заключает мировое соглашение. Поэтому мы ничуть не удивлены заявлением наших уважаемых высокопоставленных чиновников о том, что решение это будет оспариваться, — подчеркнула Михеева. — Тем не менее, нужно тщательно изучить юридические документы перед тем, как сказать, по каким конкретно основаниям решение суда может быть оспорено. Но как всегда любой хороший адвокат найдет основание для того, чтобы написать жалобу».
Многие эксперты также утверждают, что решение Гаагского суда является исключительно политическим. Об этом заявила «Интерфаксу» генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.
Международный суд в Гааге расщедрился в отношении истцов и назначил очень высокую плату в обеспечение их требований. Конечно, это политическое решение. Примечательно, что оно принято в самый разгар украинского кризиса, в тот момент, когда коллективный Запад обещает максимально «больно наказать» Россию за те решения, которые она приняла и в отношении Крыма и за ее помощь, прежде всего, моральную, Юго-Востоку Украины.По мнению политолога, на принятие этого решения сказалась целенаправленная активность лоббистских организаций США.
Суд рассматривал это дело на протяжении десяти лет, но решение оказалось готовым именно в такой момент. Еще один аспект, который мог повлиять на принятие решения, этот тот факт, что на интересы бывших владельцев ЮКОСа работали самые мощные лоббистские компании Вашингтона. Лоббистская деятельность велась на протяжении всего этого времени и, безусловно, участвовала во влиянии на общественное мнение вокруг бывшей компании ЮКОС.Если деньги по иску будут выплачены, они должны быть поделены между акционерами. Самым крупным конечным бенефициаром окажется партнер Михаила Ходорковского Леонид Невзлин, размер доли которого составляет около 70 процентов. Сам Ходорковский предпочел максимально дистанцироваться от процесса.