Использование этанола и запрещённого с 2016 года монометиланилина (ММА) в производстве бензина может повысить устойчивость внутреннего рынка топлива в России. Но значительного влияния на его насыщение нефтепродуктами такая мера не окажет. Так считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Ранее вице-премьер РФ Александр Новак предложил временно разрешить использование ММА для увеличения объёмов производства бензина. Данное предложение возникло на фоне сокращения выпуска бензина на нефтеперерабатывающих заводах и нехватки топлива в ряде регионов. Планируется, что такая мера позволит дополнительно поставлять на внутренний рынок около 50 тысяч тонн топлива ежемесячно. Новак предложил стимулировать использование этанола в нефтепереработке для увеличения поставок топлива на 100 тысяч тонн в месяц.
В беседе с Общественной Службой Новостей Фролов заявил, что возможное возвращение к применению ММА не следует считать уступкой экологическим стандартам ради устранения топливного дефицита. Эксперт отметил, что экология нередко используется в конкурентной борьбе лоббистами, продвигающими определённые ограничения и стандарты для достижения преимуществ на рынке. Подстраиваясь под такие стандарты, в том числе европейские, Россия отказалась от ряда топливных присадок, чтобы не потерять внешний рынок сбыта.
«Разрешение на использование определённой присадки в текущих условиях означает, что на внутренний рынок начинают влиять связанные с СВО факторы и изменение целевых рынков. Некоторые внедрявшиеся за последние десять лет подходы становятся менее актуальными, поскольку внешнеэкономические ориентиры резко изменились. В рамках перестройки логистических цепочек появляются новые возможности», — пояснил эксперт.Фролов добавил, что одной из сильных сторон российской нефтепереработки является доступность дешёвого природного газа. Данное обстоятельство открывает возможность для активного использования спиртов в производстве моторного топлива.
По словам специалиста, увеличение производства бензина за счёт возвращения ММА будет незначительным. Обычно в России производится около 40–42 миллионов тонн в год. Применение монометиланилина позволит дополнительно выпускать примерно 50 тысяч тонн в месяц. Поскольку такая мера рассчитана всего на полгода, объёмы производства увеличатся на 300 тысяч тонн. Это окажет несущественное влияние на общую ситуацию с топливом.
Аналогично обстоит дело и с использованием этанола, которое правительство предлагает стимулировать в нефтепереработках. Дополнительные объёмы составят около 100 тысяч тонн бензина в месяц или 1,2 миллиона в год. Это эквивалентно приблизительно 2,8% от общего объёма производства бензина в стране.
Относительно применения спиртов Фролов отметил, что это достаточно распространённая практика. Например, в США миллионы автомобилей работают на смеси бензина и этанола Е-85. Несмотря на отсутствие необходимости использования спиртов, производители этанола и метанола периодически обращались к правительству с вопросом о целесообразности осмысления данной идеи. Однако правительство сочло предложение ненужным.
Фролов подчеркнул, что, несмотря на символическое повышение объёма производства бензина благодаря внедрению ММА и этанола, такая мера может принести пользу внутреннему рынку нефтепродуктов.