Здоровье История

Эксперт Института скорой помощи опроверг миф о самоубийстве Чайковского

0 2845

Сотрудник Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе Константин Крулев считает, что великого композитора можно было спасти. Он детально объяснил, что сделали не так.

Эпизод, который многих сразу насторожил, произошёл после ужина. Композитор попросил стакан воды и выпил залпом. Только вот вода была некипячёной. О чём гостям и доложил официант. Но Пётр Ильич отказываться не стал, заявив: «Так дайте сырой, и похолоднее».

Между тем в газетах того времени регулярно появлялись сообщения о неблагоприятной санитарной обстановке в Петербурге. Вместе с тем в некоторых кафе тогда кипячёная вода разбавлялась сырой и в таком виде подавалась гостям. Как пишет Константин Крулев, в 1893 году вплоть до декабря в невской воде находили холерные бактерии.

«Питие воды превратилось в своеобразную лотерею», — уточнил он.

Он объяснил: начавшаяся в Египте пятая пандемия холеры в 1883 году достигла России. За два года зарегистрировали более 600 тысяч случаев развития недуга.

«Учитывая, что заболевание передаётся в основном через загрязнённую воду, неудивительно, что сырую воду в период эпидемии лучше было не пить», — добавил сотрудник Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе.

Константин Крулев подчеркнул, что в конце XIX века жизнь заболевшего холерой уже можно было относительно легко спасти. По крайней мере, были нужные лекарства. Он уточнил, что с антибиотиками, безусловно, лечить было бы проще. Однако и без них «правильная регидратация (восстановление объёма жидкости), а главное, восполнение потерянных солей калия, натрия, хлора почти наверняка позволили бы добиться выздоровления».

Врач также указал на одну особенность недуга: температура при холере не повышается, как при всех остальных инфекционных болезнях, а понижается.

«Существует понятие „холерный алгид“ — это симптомокомплекс, развивающийся при понижении температуры до 34,5 градуса и ниже», — добавил он в своём блоге.

По словам Константина Крулева, к врачам, лечившим тогда Чайковского, есть ряд вопросов. Во-первых, специалисты сделали ставку на клизмы с раствором танина и подкожные введения 0,75%-ного раствора поваренной соли. Но такое «низкое содержание натрия в растворе» не способно было «восстановить концентрацию в крови этого важного электролита».

Во-вторых, непонятно, почему физраствор вводился подкожно. Тот же Захарьин полагал, что внутривенное введение не имеет преимуществ. И, дескать, оно применимо «только в стационарных условиях».

«Практиковалось это достаточно долго. Именно так — подкожно вводили физраствор, а затем массирующими движениями „разгоняли“ его по организму», — отметил Константин Крулев.

В те времена почечную недостаточность пытались лечить с помощью погружения пациента в горячую ванну. Пётр Ильич категорически отказался от применения такого метода. Дело в том, что мать композитора тоже умерла от холеры, и произошло это именно в момент погружения в ванну. Но метод к безнадёжному пациенту всё же применили. В три часа ночи 25 октября композитор умер.

Специалист Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе подытожил:

«На похоронах Чайковского присутствовали представители Дома Романовых. В какой-то степени это тоже опровергает слухи об опале композитора, из-за которой он якобы мог покончить с собой».