Наиболее распространенными формами интернет-мошенничества, нацеленного на российских автовладельцев, являются поддельные уведомления о штрафах, ложные электронные квитанции об оплате за проезд по платным дорогам и фейковые объявления о таких сезонных акциях, как продажа зимних шин и предложение услуг автосервиса,
Как рассказал «Газете.Ru» эксперт по информационной безопасности Константин Мельников, мошенничество в автомобильной сфере может носить как сезонный, так и постоянный характер. Наиболее широко распространена сезонная фишинговая активность, которая увеличивается в период максимального спроса на шины, диски и услуги, связанные с шиномонтажом.
«В периоды повышенного спроса количество поддельных веб-ресурсов увеличивается в несколько раз: если вне сезона на популярный бренд может приходиться около 10 таких сайтов, то во время пика их количество может вырасти до 50-200», — уточнил специалист.
Он также обратил внимание, что из-за скопления фальшивых сайтов они активно попадают в поисковые системы. Таким образом, по популярным запросам вроде «купить диски на жигули», мошеннические сайты могут иметь приоритет над официальными страницами поставщиков. Злоумышленники также применяют платную рекламу, чтобы продвигать свои ресурсы вверх в поисковой выдаче.
Постоянной угрозой остаются фейковые уведомления о штрафах, рассылаемые от имени ГИБДД или муниципальных сервисов. Подобные сообщения, как «неоплата парковки» или «штраф за нарушение ПДД», становятся для водителей психологическими ловушками, так как многие автовладельцы действительно хотя бы раз нарушали ПДД и могут оплатить штраф, не проверяя его подлинность.
Злоумышленники также пользуются временными задержками в появлении фотоматериалов нарушений, рассылкой предупреждений без доказательств, что снижает бдительность потенциальных жертв. Для распространения таких уведомлений ежедневно создается около одного нового сайта, нацеленного на большое количество пользователей.
Третьим популярным методом мошенничества является фишинг, связанный с оплатой проезда по платным дорогам. Водителям присылают сообщения о якобы возникшей задолженности и предлагают перейти по ссылке для погашения «долга» на поддельные страницы, где преступники получают доступ к банковским данным или личным кабинетам.
«В целях поддержания этой схемы ежедневно создается 2-3 новых мошеннических сайта», — отметил Мельников.
Эксперт рекомендовал автовладельцам соблюдать повышенную бдительность и критически относиться к любой поступающей информации.