Телеметрия от спутника «Метеор» до сих пор не поступала, сообщает официальный сайт Роскосмоса.
Агентство признало, что не может найти эти аппараты там, где они должны, по расчетам, находиться.
«В результате работы РН „Союз-2.1б“ головной блок в составе РБ „Фрегат“ и КА „Метеор-М“ был выведен на заданную промежуточную орбиту. Однако в ходе первого планового сеанса связи с космическим аппаратом не удалось установить связь по причине его отсутствия на целевой орбите», — говорится в сообщении.
Спутники «Метеор», IDEA, «Бауманец-2», группы КА SEAM, AISSat и LEO Vantage должны были отделиться в 9:32 по московскому времени на расстоянии от 600 до 1000 км от Земли.
Ракета-носитель «Союз-2.1б» стартовала 28 ноября в 8:41 по московскому времени с космодрома Восточный.
Такие неудачи Роскосмоса очень сильно подрывают его имидж, сказал «Ридусу» сотрудник аэрокосмической фирмы Dauria Aerospace Виталий Егоров.
«На мировом рынке космических запусков сейчас конкуренция очень высокая. Роскосмос яросто борется за свою долю там, и такие неудачи могут привести к потере клиентов в будущем», — говорит он.
Коммерческие запуски приносят агентству гораздо больше денег, чем госконтракты, добавляет он: «На этой ракете, к примеру, было установлено, помимо „Метеора“, 18 попутных спутников, и Роскосмос планирует продолжать такое сотрудничество».
Потерянные спутники принадлежали, кроме России, также Норвегии, Швеции, США, Японии, Канаде и Германии.
Поэтому причин у аварии может быть две — либо у кого-то из рабочих руки не к тому месту привинчены, либо это прямой саботаж, примеряет на себя роль следователя Егоров: «Например, кого-то из рабочих лишили премии и он в отместку насыпал гаек куда не следует».
«Проблема, судя по всему, с разгонным блоком. Если спутники не отделились от последней ступени ракеты-носителя, то они либо вообще не выйдут на связь, либо выйдут, но с нерасчетной орбиты. Там так все запрограммировано, что спутник не может выйти на связь, пока он не отделился от разгонного блока, чтобы его телеметрия не перепутывалась с управлением последней — четвертой — ступенью», — объяснил эксперт.
Источник в ракетной отрасли назвал причиной аварии человеческий фактор.