Правительство Йемена вслед за Бахрейном, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией разорвало в понедельник дипломатические отношения с Катаром. Ранее о том же объявили Ливия и Мальдивы.
Министерство иностранных дел Катара, в свою очередь, заявило, что сожалеет о решении ближневосточных стран прекратить дипломатические отношения с Дохой. Арабская страна отметила, что будет препятствовать всем попыткам повлиять извне на ее общество и экономику.
Кажется странным, что полдюжины мусульманских государств ополчились против одной из своих же, причем такой, которую не на всякой карте можно разглядеть. Однако Катар, несмотря на свои крошечные размеры, является достаточно сильным игроком в арабском мире, чтобы более крупные соседи (и даже не соседи) просто могли его игнорировать, пояснил «Ридусу» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
«Противоречия между Катаром с одной стороны и шестеркой мусульманских стран с другой ведь не сегодня возникли. Среди стран Ближнего Востока Доха всегда была если не изгоем, то не полностью своей, в первую очередь из-за религиозно-идеологической разницы. Катар поддерживает „Братьев-мусульман“ в Египте и антиассадовские террористические группировки в Сирии, а саудовцы придерживаются ваххабитского течения в исламе. По сути, Катар спонсирует группировки, во всем мире признанные террористическими», — говорит эксперт.
Другое дело, что группировки, которые в той же Сирии поддерживает сама Саудовская Аравия против Ассада, там тоже не цветы сажают, поэтому у Катара есть что предъявить своему большому соседу. В происходящей в Сирии войне всех против всех нередки случаи, когда просаудовские и прокатарские группировки вступают в прямые боевые столкновения несмотря на то, что у них вроде как общий враг — режим в Дамаске, и при том, что для внешнего мира и те и другие — исламисты-фанатики.
И на недавнем саммите стран Персидского залива в Дохе хозяева и гости друг другу это припомнили.
«Катарские правители ведь официально никогда не заявляют, что они поддерживают террористов, упаси Аллах. Но ни для кого в мире не секрет, что те же „Братья-мусульмане“ живут на катарские деньги, получаемые через различные фонды и подставные компании. Шила в мешке не утаить», — подчеркивает Долгов.
Одиозная позиция Катара начинает раздражать уже и правительства за пределами арабского мира. В Великобритании после серии терактов тоже раздаются голоса, что пора перестать видеть в режиме в Дохе только богатого делового партнера и отказаться от принципа «деньги не пахнут» в сношениях с Катаром.
При этом в самой Дохе перед лицом массовой дипломатической обструкции особо не робеют, говорит эксперт.
«У властей Катара достаточно ресурсов, и финансовых, и нефтяных, чтобы спокойно пережить нынешний бойкот. А на большее, чем отзыв послов, соседи Катара точно не пойдут — потому что они нуждаются в его финансах точно так же, как в них нуждаются европейцы. Да и не все исламские страны намерены ссориться с Катаром», — прогнозирует он.
В понедельник Пакистан заявил, что не намерен разрывать дипломатические отношения с Катаром.