Импорт китайских машин помог российскому авторынку избежать дефицита после ухода западных брендов, но теперь их масштабная экспансия начинает вызвать тревогу. Китайцы не спешат делиться технологиями, ограниваясь поставкой готовой продукции или, в лучшем случае, отверточной сборкой на территории РФ. Чтобы поднять свой автопром, России необходимо переходить к поддержке производства комплектующих для него, считает член Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству, генеральный директор ГК «Далини» Руслан Нигматулин.
«Почему китайцам легко каждый год вводить новые марки, делать современные автомобили? Потому что там каждый своим делом занимается. Подшипники делает одни, электронику делают другие. И когда конструкторы разрабатывают машину, они у себя же на рынке получают абсолютно все компоненты для нее», — сказал он во вторник на круглом столе «Ридуса» на тему «Китайская экспансия — благо или приговор для российского автопрома».
По словам эксперта, схожая система нужна и в России, чтобы КАМАЗ, «АвтоВАЗ» и все остальные предприятия могли купить на местном рынке любую необходимую деталь. Актуальность такого подхода показали не только события двухлетней давности, но и предшествовавшая им пандемия, когда из того же Китая невозможно было ничего вывезти. Между тем, в стране есть множество программ поддержки уже существующих предприятий, но за бортом остаются те, кто только хочет запустить производство комплектующих.
Есть масса компаний, которые хотят стать производителями такой продукции и собственный бренд запустить, утверждает спикер. И они могут нанять технологов и провести разработку за собственные средства. Но дальше встает вопрос покупки станков, оборудования и всего прочего, а это уже кредитные средства под очень высокий процент (21% и больше), и это уже не по силам. А тем временем производственные компании, которые работают 20-30 лет, довольны тем, что имеют, и не стремятся к расширению или модернизации.
«Нужно также дальше идти в локализацию комплектующих, инвесторов привлекать именно в эту сферу, а не для производства автомобилей целиком, если мы проблему их дефицита уже решили», — заключил эксперт.