Экономика

Эксперт оценил идею правительства заместить импорт в «квазиплановом» режиме

0 4024

Минпромторг разрабатывает новую модель импортозамещения в промышленности, которая предполагает введение «квазипланового» режима в ряде отраслей. В их числе судо- и авиастроение, элементы фармацевтической промышленности, производство оборудования. Государство гарантирует долгосрочный спрос для определенной продукции, но о «всеобъемлющем госплане» речи не идет, пишет РБК.

Как пояснил изданию источник, знакомый с инициативой, еще до февральских событий у Минпромторга был список номенклатурных позиций сырья, материалов и комплектующих, а также средств производства, критичных в связи с отсутствием их серийного производства в России. Перечень насчитывал более 2 тысяч наименований. Государство проведет консультации с потребителями этой продукции, чтобы выяснить, готовы ли они ее покупать и в каком объеме. Затем определит площадки, готовые эту продукцию произвести, и, наконец, если удастся их найти, определит конкретные привилегии и льготы, которые будут им доступны.

Собеседник РБК уточнил, что с финансовой точки зрения модель будет работать по принципам кластеров. «Минпромторг и Минфин собрали набор преференций, таких как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, СПИК», — указал чиновник. Новую модель предполагается запустить уже осенью этого года.

Идея выглядит абсолютно разумной и своевременной, считает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. Российская экономика находится в переходном состоянии от этапа, где главными драйверами экономического роста являются крупные запасы относительно дешевых полезных ископаемых и дешевая рабочая сила, к этапу, который базируется на эффективности производства, напомнил он «Ридусу». Осуществить такой переход невозможно без крупных государственных инвестиций в местных производителей, в инфраструктуру, в том числе образовательную.

Но раньше правительство России само бы вряд ли отважилось на столь масштабные программы импортозамещения, из-за страха неудачи, тем в более в таких сложных отраслях, добавляет эксперт. А после введения западных санкций у властей просто нет другого выбора

Придется наладить свое производство, иначе у России не будет ни гражданской авиации, ни гражданского морского флота для экспортирования своих товаров в Азию, ни оборудования для развития газовой отрасли, — перечисляет аналитик.

Конечно, неоднозначный предыдущий опыт импортозамещения дает основания скептически относиться к его успешности и в этот раз, уточняет он. Но в отличие от прошлых кейсов теперь у государства нет права на ошибку, потому что самолеты, суда, оборудование и лекарства либо будут российскими, либо их не будет в России в достаточном количестве.

То есть «замотать» или сгладить провал будет просто невозможно, в какой-то момент без успешного импортозамещения ситуация в экономике может стать критической. Время тикает, особенно громко для правительства России, а потому можно ожидать что механизмы импортозамещения, предлагаемые Минпромторгом РФ заработают уже этой осенью и что-то подсказывает, что проволочек с их реализацией мы не увидим. По крайней мере пока соответствующие санкции не будут отменены, — заключает собеседник «Ридуса».