В США разворачивается очередная эпопея в связи с тем, что госдолг достиг установленного Конгрессом потолка в 31,4 триллиона долларов. На этой неделе бюджетное управление Конгресса в своем докладе предупредило, что при сохранении текущих лимитов США грозит дефолт уже в июле — сентябре этого года.
С учетом размеров американской экономики и ее мирового значения гипотетически дефолт в США, то есть отказ государства погашать свои долги, может привести к глобальному финансовому кризису. Об этом министр финансов Джанет Йеллен предупредила Конгресс ещё в январе, когда долг практически достиг установленного законодателями лимита.
Для сохранения платёжеспособности США нужны новые заимствования. Иначе дефолт может обрушить финансы тех, кто вложился в американские облигации, кому Штаты должны. А это в том числе многие страны, международные организации, частные компании и отдельные вкладчики.
Увеличение американского госдолга идёт из-за неуклонного превышения расходов бюджета над доходами. Разница в основном и покрывается ростом заимствований. Это выгоднее, чем повышать налоги для пополнения бюджета или выпускать новые деньги в обращение, пояснил «Ридусу» главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Но и то и другое негативно для экономики.
«Соответственно, предпочтение отдаётся растущему привлечению заёмных денег», — уточнил он.
С одной стороны, крупный госдолг — большой минус для хозяйства. Ведь он отвлекает огромные средства бюджета на обслуживание, выплату процентов. Уже сейчас в США его отношение к ВВП составляет порядка 129%. То есть государство должно суммарно в 2,3 раза больше, чем производит вся экономика за год.
Цифра высока, но не самая большая среди развитых стран. Сравнима, например, с Канадой и Францией (113%), с Испанией (118%) и ниже, чем в Японии (263%) или Италии (151%).
Но в такой ситуации для Штатов есть даже определённые плюсы, особенно сейчас, когда доходность по гособлигациям составляет примерно 3,8%, а инфляция в стране — 6,4%, то есть почти в два раза выше, чем ставка привлечения средств.
«Поэтому, получая взаймы доллары под низкий процент, государство возвращает их значительно обесценившимися. Фактически ещё и получает доход от заимствований», — указывает аналитик.
Так что в реальности, по его мнению, вряд ли стоит ожидать рисков для экономики из-за данного фактора. Маловероятен и дефолт, ведь у США всегда есть возможность занимать снова, в том числе и на выплаты по предыдущим долгам.
«Это пирамида, известная в мире, но в обозримом будущем она будет продолжаться и пока не несёт значительной опасности ни заёмщикам, ни кредиторам», — полагает эксперт.
Тем более что самый большой держатель госдолга — правительство США и ФРС, то есть центральный банк. На них приходится почти 40% госдолга. То есть они практически должны самим себе. Иностранные держатели долга имеют примерно 25% его суммы. Это прежде всего Япония (4%) и Китай (3%).
Потолок госдолга, принятый законодательно, постоянно сдвигается вверх, когда долг приближается к его уровню. Иначе невозможно финансировать текущие нужды государства.
Практически потолка для этого потолка не существует, его могут поднимать бесконечно по мере необходимости. Но и отменять его совсем законодатели не хотят, поскольку считают необходимым контролировать данный процесс и всякий раз обсуждать аргументы о необходимости его наращивания.
Традиционные поиски компромисса между различными партиями в парламенте по лимиту госдолга во многом ограничивают и чрезмерные расходы. С 1960 года потолок поднимался 78 раз.
«Можно вспомнить известное изречение Марка Твена. На вопрос, легко ли бросить курить, он ответил: „Конечно, легко, я сам сто раз бросал…“ Стоит ожидать, что и сейчас в последний момент потолок в очередной раз будет поднят для избежания дефолта по обязательствам США», — говорит собеседник «Ридуса».
По его словам, это предмет «торга» между интересами различных участников процесса, в том числе внутри Конгресса, между партиями и группами влияния, в котором какая-либо сторона идёт на определённые уступки. Но все они отчётливо понимают опасность допущения дефолта, что невыгодно никому.
«Можно предположить, что под сокращение пойдут некоторые расходы, в частности социальные. Но дефолта США и мирового кризиса по этой причине явно не будет», — заключает эксперт.