Авто Экономика

Эксперт рассказал, почему электромобили оказались несостоятельны

0 2618

Почему развитие электромобилей зашло в тупик? Свою версию в рамках организованного «Ридусом» круглого стола на тему «Перспективы рынка электромобилей в России и мире в условиях вероятных изменений „климатического вектора“, связанных с приходом в Белый дом Дональда Трампа» предложил руководитель управления продаж и маркетинга «Мотор-Плейс» Максим Железняк.

По его словам, реальная себестоимость полностью электрических машин в полтора-два раза превышает себестоимость аналогов с двигателями внутреннего сгорания. А продаются они лишь немногим дороже исключительно благодаря многочисленным субсидиям разного рода. При этом по эффективности электромобили сильно отстают от традиционных транспортных средств.

«Это наиболее точно можно понять в автомобильных гонках по результатам заездов на „Ню́рбургринге“ — гоночной трассе в Германии, где соревнуются самые быстрые машины. Первая из электрических машин находится на 24-м месте, вторая — на 31-м. Других электрических автомобилей в сотне сильнейших нет. Причём это серьёзные гоночные машины», — рассказал эксперт.

Самая главная проблема электромобилей — тяжёлый двигатель, считает он. Электрические машины, которые появились ещё в начале ХХ века, оказались экономически неэффективны и проиграли автомобилям Форда, однако на очередном технологическом витке вернулись в индустрию. При этом в технологии никаких принципиальных изменений не произошло.

На самом деле запуск электромобилей в Европе и США не планировался как вульгарная замена бензиновых машин, утверждает эксперт. Это задумывалось как абсолютно новая система хозяйствования.

«Частные автомобили должны были стать частью энергетической системы страны и городов: подключаться к умным домам, где находились домашние накопители, заряжаться ночью, когда энергия дешёвая, а днём раздавать её. И таким образом миллионы машин, подключённые к единой электрической сети, должны были балансировать эту сеть», — пояснил Железняк.

Он напомнил, что зелёная энергетика (то есть ветер и солнце) создаёт так называемую электрическую пилу, когда производство электроэнергии идёт неравномерно. Именно поэтому приходится всегда держать под парами газотурбинные станции, которые в случае падения выработки мгновенно включаются в работу
и обеспечивают необходимое потребление энергии.

И вот эту пилу электромобили должны были балансировать постоянным нахождением в сети в миллионных количествах. В дополнение к ним должны были создаваться мегабанки из снятых с автомобилей батарей, которые будут хранить зелёную энергию и выдавать её в сеть для балансировки электричества. А владельцы электромобилей должны были зарабатывать, заряжая их дешёвой энергией ночью и продавая её днём дороже.

«Очевидно, что сейчас нет ничего из того, что планировалось как база для распространения электрических автомобилей. И я не слышал про создание хотя бы одного мегабанка аккумуляторов. То есть электромобили несостоятельны в том смысле, в каком планировались и замышлялись с точки зрения системы хозяйствования», — констатирует эксперт.

Это не значит, что у них нет будущего или они как-то ущербны, добавляет он. Просто чтобы электромобили всерьёз вернулись, нужен технологический прорыв в материаловедении. В первую очередь это суперпроводники, которые будут передавать электричество на огромное расстояние без потерь. И супернакопители энергии, то есть лёгкие, дешёвые и долговечные батареи, способные выдержать холод и жару без деградации со временем.