Эксперты продолжают обсуждать последствия санкционного прекращения торгов долларом и евро на ММВБ для финансового сектора и российской экономики в целом.
Многие аналитики полагают, что это решение США не пройдет для российского рынка бесследно. Однако большинство из них сходятся во мнении, что при нынешнем положении вещей, радикально ухудшить ситуацию в финансовой системе оно не сможет.
Почему это так, «Ридусу» рассказали опрошенные им эксперты.
«Рынок говорит, что сильных колебаний курса рубля не будет. Даже больше. Можно сказать, что и вообще каких-либо колебаний курса больше не будет. Можно сейчас довольно точно сделать прогноз по курсу доллара на много лет вперед, пока не откроются торги по этой валюте на бирже», — говорит эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто.
Прогноз, по его словам, сводится к тому, что если в стране все спокойно, то курс доллара будет расти на величину инфляции. В случае начала экономических реформ в рамках года, то курс доллара снизится.
«Сейчас на повестке дня стоит налоговая реформа и мы можем утверждать, что курс доллара на конец года будет ниже, чем в начале года. Год стартанул с курса 91,5. Вероятно, год закончится с курсом 88-90 рублей за доллар», — заключает эксперт.
По словам директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимира Брагина, санкции, направленные на Московскую биржу, принципиально ничего не меняют, кроме механизма расчета курса и способа торгов валютой.
Он напоминает о том, что уже сейчас торги долларом и евро сдвинутся в сторону внебиржевого рынка в силу ограниченности обращения. И в этом, по его мнению, нет ничего критичного, так как именно таким образом валюта торгуется везде.
«В России уже наблюдался постепенный рост доли внеберживых торгов: по данным ЦБ, в мае доля такого рынка была больше 58%. Теперь курс рубля будет идентифицироваться на основе этих внебиржевых сделок. Для того чтобы определить справедливый курс, участники рынка будут смотреть на кросс-курс рубля к юаню и юаня к доллару или евро (биржевые торги юанем и многими другими валютами не приостановлены)», — говорит Владимир Брагин.
Он напоминает, что сдвиг курса рубля из-за санкций в какую-либо сторону зависит от их влияния на спрос и предложение. На данный момент происходит небольшое укрепление рубля по паре юань-рубль.
«В том случае, если санкции повлияют на усиление покупки валюты, рубль сможет ослабнуть на некоторое время — в ближайшей перспективе этого не наблюдается. Если смотреть на длинном горизонте, то рубль может дополнительно укрепиться. Это может произойти в силу того, что из-за новых ограничений вывод валюты будет проблематичнее, что приведет к снижению спроса», — резюмирует Брагин.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал обращает внимание, на то, что после решение США Центробанк довольно быстро переключил систему формирования курса рубля на китайский юань, что может показаться несколько странным, но при этом является весьма логичным шагом.
«Регулятор быстро и оперативно отреагировал на санкции, как это всегда происходит. И привязка к юаню объясняется исключительно тем, что Китай — это наш крупнейший торговый партнер. Мы видим, как устанавливается курс для финансовой системы, на которую все ориентируются. Так что никаких изменений не произошло. И финансовая система к таким вызовам была готова», — говорит Сигал.