«Нафтогаз Украины» начал в среду процесс взыскания с «Газпрома» долга в 2,56 миллиарда долларов во исполнение решения Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма. Эту информацию официально подтвердил и президент Украины Петр Порошенко.
Иски проводятся через суды в Швейцарии, Нидерландах и Великобритании.
Во вторник «Газпром» потребовал отмены решения Стокгольмского арбитража через апелляционный суд Швеции, мотивируя это тем, что значительная часть арбитражного решения написана не арбитрами, а иным лицом.
Смех и слезы
Эта апелляция со стороны российской компании выглядит очень смешно, поскольку невооруженным глазом видно, что газовый монополист просто затягивает время перед неизбежным, говорит партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
По существу, оспорить решение арбитража „Газпром“ не может, потому что в самом договоре с „Нафтогазом“ содержится пункт, согласно которому обе стороны признают такое решение окончательным и не подлежащим обжалованию. Именно к этому сейчас в „Газпроме“ и цепляются, пытаясь доказать, что это решение было написано не арбитрами лично и потому не подлежит исполнению, — объяснил он «Ридусу», отчего в газовой монополии так придирчиво стали относиться к вопросам лингвистики.При этом, скорее всего, в самом «Газпроме» прекрасно понимают, что хватаются за последнюю соломинку, но пытаются пройти все формально существующие инстанции — «для того, чтобы акционеры видели, что компания сражается за их деньги до последнего», говорит эксперт.
Тем не менее «Газпром» уже отложил присужденную «Нафтогазу» сумму в отдельный «карман», поэтому с исполнением решения суда проблем, скорее всего, не возникнет.
Ведь для российской компании 2,56 миллиарда долларов — сумма хоть и чувствительная, но далеко не критичная, по миру „Газпром“ из-за этого не пойдет. Монополист скорее разорится на инвестициях в экономически необоснованные, но политически мотивированные проекты вроде Nord Stream 2 или «Сила Сибири», — говорит Крутихин.В то же время для украинской компании эта сумма вполне стоит того, чтобы драться за нее: ведь присужденный «Нафтогазу» штраф превышает годовую выручку компании от транзита российского газа.
Дело принципа
Противоречие между «Газпромом» и «Нафтогазом» происходит не столько из-за спора о нескольких долларах разницы за кубометр газа, сколько из-за расхождения по принципиальному вопросу: какая из сторон действует по рыночным правилам, а какая нет, говорит президент Российского газового союза Сергей Чижов.
Украина отказалась от закупок российского газа в пользу европейского в ноябре 2015 года.
Ранее в мае иск к «Газпрому» подала и польская антимонопольная служба. В Варшаве считают, что строительство Nord Stream 2 усилит и без того монопольное положение российской компании на газовом рынке.