Военное дело

Эксперты: почему Грузия не хочет признать очевидное?

13 307

Круглый стол: "Южная Осетия, 5 лет после войны". © Игорь Казаков/Ridus.ru

В четверг, 8 августа, будет отмечаться пятая годовщина с начала агрессии Грузии против Южной Осетии, которая закончилась вмешательством российских войск в конфликт, разгромом планов Саакашвили и провозглашением независимости Южной Осетии и Абхазии. В преддверии трагического юбилея в Москве прошло заседание круглого стола на тему «Южная Осетия: 5 лет после войны. Анализ ситуации».

Обсуждение проблемы началось с показа небольшого фильма, напоминающего о событиях пятилетней давности. Также во вступительном слове о начале конфликта напомнил Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Грузии (2006-2008) и в Армении (2009-2013), директор региональных программ Института каспийского сотрудничества Вячеслав Коваленко: «Конфликт начался очень коварно. Накануне начала боевых действий Михаил Саакашвили выступил на одном из телевизионных каналов с крайне доброжелательной речью. Он говорил о целостности грузинских и осетинских семей, о том, что осетины и грузины на протяжении многих лет вели общее хозяйство. Тогда он отмечал, что двум близким народам нечего делить».

Но в то же самое время грузинские вооруженные силы передвигались на боевые позиции, а до фактического начала конфликта оставались считанные часы. Эксперты отмечают, что у грузинской стороны было две точки зрения на развитие событий. Правительство Саакашвили склонялось к наиболее радикальному плану, который и планировалось осуществить. Бывший президент Грузии рассчитывал на поддержку со стороны Америки. «Но Джордж Буш, несмотря на то, что знал, чей сукин сын Саакашвили, все равно его не поддержал», - обращает внимание другой спикер, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Алексей Мухин и Вячеслав Коваленко. © Игорь Казаков/Ridus.ru

Вспомнив начало конфликта, участники встречи начали отвечать на основной вопрос, который прозвучал от ведущей круглого стола – «Почему Грузия не хочет признать очевидное?». В целом мнение спикеров сошлись. Эксперты полагают, если грузины признают факт агрессии со своей стороны, то им придется отказаться от закона «об оккупированных территориях». Также им придется взять на себя обязательство не применять силу или угрозу силой в отношении Южной Осетии. Впрочем, подобное развитие событий не исключается, если не «произойдет катаклизмов».  

Важные условия для улучшения отношения между соседями озвучил ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин: «Очень важно то, что сейчас начинает происходить в социально-экономической сфере. Грузинские товары постепенно приходят на российский рынок, осуществляется научное сотрудничество».

Кроме того, он обращает внимание на то, что в 2008 год в Москве обсуждались вопросы об организации неформального общения. «Сейчас очень важно сделать упор на то, что войну начал конкретный режим, который, слава богу, уходит, который создал чудовищную ситуацию, при которой русские воевали с грузинами», - добавляет Кожокин.

Алексей Власов и Константин Симонов. © Игорь Казаков/Ridus.ru

Впрочем, нельзя не отметить, что сегодня отношения входят в стадию нормализации. Их бы улучшил суд над виновником конфликта Саакашвили. Но надеяться на это не приходится, так как западные суды на это не пойдут, потому что это косвенно подтвердит неправильность их политики.

В обсуждении российско-грузинских отношений, предпосылок и последствий конфликта 2008 года приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Грузии (2006-2008) и в Армении (2009-2013), директор региональных программ Института каспийского сотрудничества Вячеслав Коваленко, ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, научный сотрудник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Константин Тасиц, заместитель декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, генеральный директор политологического экспертного клуба "Север-Юг" Алексей Власов.