В понедельник, пятого сентября, автономная некоммерческая организация «Аналитический Центр Юрия Левады» была включена в список НКО — иностранных агентов. Таким образом, «Левада-Центр» стал 141-й по счету организацией в списке иноагентов.
Новость о признании «Левада-Центра» иностранным агентом вызвала бурю эмоций в СМИ. У некоторых журналистов возникло ощущение, будто в скором времени «Левада-центр» должен навсегда исчезнуть с социологического поля страны — НКО просто закроют. Однако, по мнению политологов, паника совершенно беспочвенна. Иностранный агент — вовсе не запрет на деятельность, а всего-навсего статус, говорящий о том, что организация пользуется финансированием из-за рубежа.
«Деятельность организации, признанной иностранным агентом, в соответствии с российским законодательством не запрещается. Даже если эта организация получает деньги из-за рубежа. Во многих других странах, кстати, такое было бы просто невозможно, наше законодательство в этом смысле куда как либеральнее многих зарубежных аналогов», — считает политолог Константин Косачев.
Решение Минюста, полагает эксперт, было принято в интересах гражданского общества и в интересах российской политики.
Специфика работы агентства, изучающего и формирующего общественное мнение, в том, что потребителем его продукции является гражданское общество в целом, то есть мы все, — говорит Косачев. — Не может источник якобы объективной и беспристрастной аналитики о внутриполитических процессах в нашей стране (равно как и в любой другой) зависеть от зарубежного финансирования. Даже когда оно только «в том числе».Политолог также обратил внимание на то, что за последние два года «Левада-Центр» получил более трехсот миллионов рублей в рамках иностранного финансирования. Источники денежных средств — «не очень прозрачные» организации из США, Великобритании, ФРГ, Норвегии, Литвы и других государств, которые, по мнению Косачева, «не отличаются любовью к России».
«И об этом должны знать все, кто изучает результаты публикуемых „Левада-Центром“ опросов, а не только владельцы агентства, его внутренние аудиторы и бухгалтера. При этом я всегда выступаю за то, чтобы социологических агентств было больше и чтобы „Левада-Центр“ продолжил свою работу. Задача вполне решаемая — не падать в притворный обморок и не впадать в реальную депрессию, а просто прочистить реестр спонсоров (заказчиков) и стать по-настоящему национальным социологическим агентством. То есть российским», — пришел к выводу эксперт.
Никакой политической подоплеки в признании «Левада-Центра» иностранным агентом нет, уверен политолог Алексей Чадаев. А если кто-либо из общественных деятелей или представителей социологической организации утверждает обратное, то это, считает эксперт, всего-навсего «трюк» под названием «изображая жертву».
«Раньше в провинции на этой технологии строился рынок политических франшиз. Какой-нибудь „авторитетный предприниматель“, на фоне проблем с местной властью или со столь же авторитетными конкурентами ехал в Москву в какое-нибудь „Яблоко“ или „ЛДПР“ и покупал там право представлять партию у себя в Кондолупе. Загонял туда оптом сотрудников фирмы, на выборы выдвигался. И теперь уже любой кондолупский „спор хозяйствующих субъектов“ за какую-нибудь птицеферму был не просто себе спор, а преследование видного политического деятеля за его бескомпромиссную позицию».
Тут тот же трюк. Проблемы у них начались давно. Но способ защиты — тот же, старый-проверенный: быстро на коленке изобразить стремительное падение рейтингов партии власти и потом задним числом пристегнуть свою ситуацию к этой теме, встав в позу жертвы политического преследования. За правду, за что же еще. Уж точно не за то, что крайне неохота предъявлять источники средств к существованию честных и объективных социологов.Закон об НКО — иностранных агентах был принят почти четыре года назад. «Левада-Центр» располагал достаточным количеством времени, чтобы адаптироваться к новым условиям, подчеркнула в интервью РИА Новости член Общественной палаты РФ Вероника Крашенникова.
У всех организаций, которые ранее принимали иностранное финансирование, была возможность адаптироваться к новым условиям, найти новых клиентов, исполнять другие задачи. Остается только сожалеть, что за эти четыре года «Левада-центр» не отреагировал на многочисленные вопросы, которые появлялись у Министерства юстиции в отношении их деятельности, не отреагировал на предупреждение,сказала она.Тот факт, что «Левада-Центр» до сих пор соответствует всем признакам НКО, выполняющих функции иностранного агента, был установлен в ходе очередной внеплановой документарной проверки.
«В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» 05.09.2016 в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, включена автономная некоммерческая организация «Аналитический Центр Юрия Левады», — цитирует «Интерфакс» сообщение Минюста.
Ранее с требованием включить «Левада-Центр» в список иностранных агентов неоднократно выступал член Совета Федерации, сопредседатель движения «Антимайдан» Дмитрий Саблин.
«Директор «Левада-центра» (Лев Гудков) откровенно признался, что его исследовательская компания получает средства из-за рубежа. Ее деятельность в том числе опосредованно финансируется Пентагоном, что доказывают документы, находящиеся в открытом доступе. Организация нарушает Федеральный закон «Об иностранных агентах», получая финансирование из-за рубежа и не извещая об этом общественность. Такая ситуация абсолютно недопустима, законы России для всех едины», — говорил Саблин.