Налоговая начислила гражданам и бизнесу за 10 месяцев этого года в два с половиной раза больше пеней и штрафов, чем за такой же период в 2023-м — 783 млрд рублей, что является абсолютным рекордом, сообщают «Известия».
По мнению издания, причины рекордных значений кроются в усилении контроля, а также в увеличении ключевой ставки, от которой зависит размер санкций.
С вопросом о том, как относится к таким «достижениям» налоговых органов бизнес, «Ридус» обратился к экспертам-экономистам, а также к непосредственным налогоплательщикам — российским предпринимателям.
Не может не вызывать вопросов
По словам главного экономиста Института экономики роста им. П. А. Столыпина Бориса Копейкина, на фоне роста ключевой ставки и роста зарплат у бизнеса растут издержки, которые производители вынуждены переносить в цены. При этом, одновременно в последние месяцы стала сокращаться прибыль компаний, что оставляет бизнесу все меньше ресурсов на развитие. И это создает риски для продолжения экономического роста.
«Новость о том, что за первые 10 месяцев года объем штрафов и пеней наложенных ФНС вырос более чем в два раза по сравнению с прошлым годом не может не вызывать вопросов, — говорит Борис Копейкин. — Конечно, налоги следует платить полностью и в срок. Это обязанность и граждан, и бизнеса. И невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности конечно должно приводить к последствиям. Однако нагрузка на налогоплательщиков должна быть соразмерной. И предсказуемой. ФНС выполняет свою работу в рамках требований законодательства. И судя по показателям делает это хорошо».
Однако по мнению эксперта, настораживает тот факт, что с учетом нового механизма расчета пеней установленного в НК и сверхвысокого уровня ключевой ставки пени выросли более чем в три раза. При этом, они в 15 раз превышают размер самих штрафов, объем которых уменьшился по сравнению с прошлым годом.
«Последствия, учитывая масштабы взысканий, явно будут не только для отдельных нарушителей. Ведь размер пеней, выставленных с января по октябрь уже эквивалентен почти 1,5% от всей прибыли всех компаний в России, ожидаемой за год. А если бы ставка была еще выше? Будут макроэкономические эффекты. В том числе, негативно влияющие на инвестиции и экономическую активность в целом. Возможно, здесь есть на что обратить внимание законодателям», — говорит эксперт.
Все дело в пенях
О том, что налоговики пристрастились «зарабатывать» на пенях говорит и сооснователь ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь», член «Деловой России», генеральный директор петербургской группы компаний «Далпорт» Олег Николаев.
«ФНС, конечно, впечатлила, — отмечает собеседник „Ридуса“. — За год увеличить пополнение бюджета от штрафников более чем в два раза — это результат. В правительстве должны быть довольны. Но тут, что любопытно, задействован инструмент не столько фискальный, сколько банковский».
Как и Борис Копейкин, он обращает внимание на то, что самих штрафов по налогам больше не стало. Больше стало пеней, которые набегают за просрочку оплаты штрафов. А они высчитываются по формуле, зависящей от величины ключевой ставки. 1/300 ключевой ставки в день.
«Надо ли напоминать, что средняя ключевая ставка в 2023 году и в 2024-м — это две большие разницы? Примерно 10% тогда против примерно 18% сейчас. Ну и прибавим к этому новое правило, по которому с 31 дня просрочки дневная пеня составляет уже не 1/300, а 1/150, и все станет ясно, — говорит Олег Николаев. — Видите, как здорово. Высокая ключевая ставка не только не дает бизнесу доступных кредитов. Она еще и эффективно выкачивает из него дополнительные деньги. В самом деле, с 1/300 в день это примерно 23% годовых, ну, а с 1/150 — все 50%».
Зарабатывать для себя государство умеет, — заключает эксперт.
Надо что-то менять
С предыдущими собеседниками издания согласен и заместитель директора Института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин.
По его словам в условиях жесткой денежно-кредитной политики бизнесу тяжелее работать. Особенно это касается бизнеса с долгим сроком оборота капитала. Заёмные средства на его пополнение становятся дороже. И производитель вынужден включать издержки в стоимость товара. Проблему для бизнеса еще добавляет исторически низкий уровень безработицы, из-за чего растут средние зарплаты.
«Налоговые органы стали работать эффективнее — сомнений здесь нет. Только вот размер штрафов в системе налогового законодательства чаще всего привязан к ключевой ставке. Отсюда — такой исторический рост общего объёма налоговых доначислений и пеней. Возможно, в условиях чрезвычайно высокой ключевой ставки размер пеней надо ограничить — бизнесу и так непросто», — резюмирует Ковригин.
Опять же, по словам эксперта, в структуре налоговых доначислений именно пени показывают наиболее существенный рост.
«Какой смысл сейчас, и так в непростых для предпринимателей условиях, давить на них такими доначислениями, — задается вопросом Вадим Ковригин? — Возможно, в налоговое законодательство и КоАП надо внести поправку, ограничивающую максимальным показателем размер пеней при жёской денежно-кредитной политике».