Авто

Эксперты объяснили, почему в Москве взбесились навигаторы GPS

0 8599

В Москве возобновились проблемы с позиционированием по координатам GPS. Начиная с 6 января пользователи смартфонов и планшетов жалуются, что навигаторы перестают их видеть или отбрасывают их из центра столицы в Кот-д'Ивуар, Румынию или даже в океан.

В прошлый раз масштабный сбой в работе навигаторов в Москве произошел осенью 2016 года.

Причин, по которым владельцы навигаторов обнаруживают себя за тридевять земель от реального местоположения, может быть много, говорит Николай Калашников, сотрудник сервиса «Яндекс.Карты».

«Как вообще работает позиционирование? По методу „треугольников“. То есть висят спутники на орбите, отправляя на навигатор непрерывные сигналы. Устройство навигации ловит как минимум три сигнала от трех спутников. Как известно, зная координаты трех точек, легко можно точно вычислить местонахождение приемника сигнала», — освежил он для «Ридуса» школьный курс тригонометрии.

Таким образом, сбой систем навигации происходит не по вине тригонометрии, а по вине радиофизики.

«Спутники системы GPS работают на определенных фиксированных частотах. Теоретически, если на эти частоты каким-то образом вклинится другой радиопередатчик, то это может исказить сигнал. Вообще, такие сбои GPS затрагивают вообще все сервисы и устройства, использующие геолокацию: от навигационных приложений до фитнес-браслетов. Понятно лишь, что случаи неверного гео-позиционирования существуют вне инфраструктуры интернет-сервисов. Геоинформационные приложения, включая сервисы Яндекса, получают уже готовую ошибочную координату от устройства (смартфона или планшета), а не декодируют сигнал от спутника напрямую», — предположил Калашников, оговорившись, что точную причину, а не догадку, могут сообщить только технические специалисты, занимающиеся конкретными навигационными системами.

У братьев Стругацких в «Обитаемом острове» герой глушил излучатели грубой физической силой

Таковым оказался эксперт по системам навигации Алексей Гилязов, который сообщил «Ридусу», что сигналы точного времени, которые используются для спутниковой навигации любой системы (GPS, Baidoo, ГЛОНАСС), могут либо глушиться так называемым белым шумом, либо исчезать из-за отказа части спутников.

В этом случае приемник сигнала перестает ловить правильные точки и начинает строить треугольники по любым источникам сигнала, остающимся доступными. Понятно, что в этой ситуации навигатор может определить свое местоположение хоть в Кот-д'Ивуаре, хоть на Лимпопо.

«Когда в 2016 году произошел аналогичный сбой, его причиной была плановая замена части спутниковой группировки, и в процессе замены какое-то время понадобилось для синхронизации сигналов новых спутников со старыми. Сейчас вроде никакой замены спутников не производится — следовательно, причину сбоя навигации следует искать на Земле, а точнее — в Москве», — предполагает Гилязов.

Такой причиной может быть намеренная подмена спутникового сигнала (spoofing), чтобы навигаторы «сошли с ума», либо глушение белым шумом, чтобы вообще экранировать те или иные районы Москвы для навигаторов.

«Сам по себе спутниковый сигнал довольно слабый, так что перекодировать его или просто заглушить шумом не требует особо мощных энергоресурсов. Но частным лицам — каким-нибудь хулиганам или террористам — просто так „сесть“ на частоту GPS не удастся, она закодирована для несанкционированного воздействия», — объясняет эксперт.

Следовательно, длительное искажение сигналов глобальной навигации осуществляют те, «кому можно», — то есть у кого есть доступ к закодированным частотам и кто обладает достаточным числом излучателей, способных покрыть большое количество «сот» одновременно на протяжении нескольких дней подряд, предлагает сделать выводы Гилязов.

«Просто привязать пиратский радиопередатчик к квадрокоптеру и поднять его откуда-нибудь с небоскреба или с Воробьевых гор из хулиганских побуждений, конечно, можно. Но заглушить сигналы спутников на той территории, которая покрыта спуфингом сегодня, таким образом не получится», — резюмирует эксперт.