На космодроме Плесецк завершены первые испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) для строящегося боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин». Их провели две недели назад, однако СМИ стало об этом известно только сейчас.
Как сообщил источник «Интерфакса», ракеты признаны «полностью успешными». По его словам, теперь МБР предстоит пройти летно-конструкторские испытания, которые намечены на 2017 год.
В этом же году широкой публике должен быть представлен и весь ракетный железнодорожный комплекс «Баргузин». По данным СМИ, ядерный поезд заступит на боевое дежурство не позднее 2019 года, военные планируют использовать его в течение 20-ти лет.
Некоторые эксперты считают, что БЖРК «Баргузин» станет ключевым элементом ядерного щита России, на который Запад ничем не сможет ответить. Преимущества ядерного железнодорожного состава в его скрытности и мобильности. Внешне поезд мало отличим от обычного грузового, однако в вагонах располагаются стратегические ракеты, командные пункты, личный состав, системы жизнеобеспечения, средства охраны и прочее. Благодаря связанной, «бесшовной» системе железных дорог, которая выгодно отличает Россию от США, ракетный комплекс может оперативно оказаться в любой точке государства — за сутки ядерный состав может пройти 2 тысячи километров.
И самое главное: поезд оснащен шестью пусковыми установками и в одиночку способен нанести потенциальному противнику «недопустимый урон», отмечает пресса. Всего Минобороны РФ планирует создать пять таких составов, пишет «Лайф».
Первый поезд, способный нести ядерное вооружение, был создан в 1980-х. Это был БЖРК «Молодец», прародитель современного мобильного ядерного комплекса «Тополь-М». Однако тогдашняя премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер добилась, чтобы Михаил Горбачев закрыл проект. Несмотря на то, что позднее Россия вышла из соглашения, которое запрещало иметь подобное вооружение, последний «Молодец» был уничтожен в 2007 году.
Что касается его «потомка», комплекса «Тополь-М», то он уступает ядерному составу по своим возможностям: его легко определяют спутники, ему проблематично перемещаться по общим автодорогам, а кроме того, комплекс на автомобильной платформе не способен перемещаться на такие дальние расстояния, как поезд, и фактически привязан к своей военной базе.
В прессе пишут также, что главный геополитический соперник России — США — вряд ли сможет предъявить достойный ответ современному БЖРК «Баргузин». Разработки ядерных составов, разумеется, там начались давно, еще раньше, чем в СССР. Однако железнодорожная система Штатов исторически развивалась путем концессий государства с частными финансовыми структурами. И для того, чтобы запустить боевой поезд из одной части страны в другую, военным в США придется иметь дело с кучей коммерсантов, финансировать уплотнение железнодорожного полотна под тяжелые составы и так далее. По мнению специалистов, вся эта кипа проблем представляется американцам неподъемной, — по крайней мере, о разработках ядерного состава в США пока не было известно.