Аналитики Global Data Automotive Intelligence Center оценили последствия решения Минфина Китая завершить программу субсидирования покупки автомобилей на альтернативных видах энергии к концу 2022 года. Небольшие стартапы ждет банкротство, а крупные бренды будут бороться за потребителей, улучшая качество продуктов.
Успех электрификации транспортных средств в Китае во многом обусловлен поддержкой государства как на центральном, так и на региональном уровнях Эта поддержка выражена в субсидиях на производство и покупку электромобилей и автомобилей на альтернативных видах энергии.
Благодаря государственной поддержке стоимость электромобилей в Китае сопоставима с обычными автомобилями, и это позволило стране встать на путь массовой электрификации личного транспорта. Однако по мере формирования рынка правительство постепенно сворачивает программу субсидий и может полностью ее отменить к концу 2022 года.
Министерство финансов Китая объявило, что сократит субсидии на электромобили на 30% в этом году и отменит все субсидии к концу года. Это заявление идет вразрез с прежними планами правительства. В 2020 году оно намеревалось только сокращать субсидии — на 10% в 2020 году, на 20% в 2021 и на 30% в 2022 году, об отмене речи не шло. Однако из-за появления в стране вируса COVID-19 эти планы, по всей видимости, потребовали изменений.
Субсидии обернулись тяжелым бременем для государства, что, вероятно, стало еще одной причиной пересмотра программы финансирования. По сообщениям китайских СМИ, с момента введения субсидий федеральное правительство потратило более 200 млрд юаней, а местные органы власти еще 100 млрд юаней, что в сумме составляет около 47 млрд долларов.
Изменение политики государства стало шоком для китайской промышленности, нацелившейся на производство электромобилей, поскольку субсидии были основным катализатором роста рынка в течение последних пяти лет. До введения субсидий в 2009 году количество проданных электромобилей исчислялось сотнями. Но в 2021 году, по подсчетам Global Data Automotive Intelligence Center, объем продаж составил уже 2,58 млн электромобилей.
Динамика изменения продаж электромобилей в Китае с 2009 по 2020 годGlobal Data Automotive Intelligence CenterБлагоприятные условия, созданные программой субсидирования, и доступность сырья для аккумуляторов сделали Китай ведущим рынком электромобилей в мире как с точки зрения производства, так и продаж. Однако благодаря тем же факторам локальный рынок нельзя назвать беспроблемным. По некоторым оценкам, в Китае зарегистрировано более 500 производителей электромобилей — больше, чем в любой другой стране. Благодаря этому рынок Китая отличается высоким уровнем фрагментации и избыточной емкостью.
Помимо неминуемого сокращения спроса на электромобили, прекращение субсидирования может привести к разорению небольших стартапов. Такую ситуацию можно рассматривать как негативный и как положительный фактор. Уход мелких игроков может разом решить проблемы с фрагментацией рынка, избыточной емкостью и низким качеством продукции. В какой-то момент сокращение количества игроков станет благоприятным фактором для крупных брендов.
В то же время, в условиях усилившейся конкуренции им придется оправдывать возросшую после отмены субсидирования стоимость электромобилей улучшением качества, характеристик и безопасности и соревноваться в разработке нового функционала, то есть, идти на дополнительные инвестиции.
Однако в итоге, благодаря значительным инвестициям в производство электромобилей, аккумуляторов и сопутствующие технологии, китайский рынок, вероятно, вступит в эпоху после завершения программ субсидирования с более качественным портфелем продуктов.
Прекращение субсидий не приведет к глобальному обвалу на рынке электромобилей. Рост может замедлиться, но не более, чем на ближайшие несколько лет. Несмотря на предполагаемую отмену субсидий, китайское правительство продолжает выполнять ранее поставленную цель - увеличить долю электромобилей в общем объеме продаж до 20% к 2025 году.
Кроме того, Китай сохраняет преимущество лидера мирового производства литий-ионных аккумуляторов. Большая часть запасов лития находится в других странах, но китайские компании уже получили права на значительную часть добычи.
Сочетание этих факторов означает, что будущее автомобильного парка Китая по прежнему связано с электромобилями. По прогнозам Global Data Automotive Intelligence Center, к 2036 году объем производства может достичь 20,5 млн единиц в год.