Общество Экономика

Эксперты оценили потенциал рынка дизайна в России в шесть триллионов рублей

0 11889

Текущая емкость российского рынка дизайна превышает триллион рублей, а максимальный его потенциал, по оценкам экспертов, может достичь шести триллионов. Такие данные озвучили авторы исследования «Емкость рынка и система квалификаций дизайна в России и мире» — Союз Дизайнеров России, Национальный институт дизайна и компания «Сетевые исследования».

Столь масштабное изучение актуального состояния отечественного дизайна, его кадрового обеспечения и влияния отрасли на экономику страны было проведено в России впервые. Исследование охватило шесть основных сфер отрасли — промышленный, коммуникативный, средовой, интерьерный и концептуальный дизайн, а также фэшн-дизайн и дизайн текстиля.

Президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий в ходе презентации результатов исследования напомнил, что дизайн — это межотрослевая индустрия, которая является «порождением рынка и маркетинга»:

Дизайн нацелен на одну основную цель — зарабатывать деньги, производить как можно больше товаров, развивать промышленность и экономику.

Концепция «Дизайн как ключевой фактор развития экономики».

В ведущих экономиках мира дизайн воспринимается как методология отраслевого управления — или как стратегия развития индустрий. Из этого следует системная законодательная и финансовая поддержка отрасли.

Что приносит вложение в дизайн в мире.

Результаты инвестирования в дизайн, мировой опыт.

«Мировой дизайн — это огромный рынок, огромные бюджеты, но влияние нашей страны на него минимальное. Мы делаем все, чтобы занять свою нишу — у нас есть большой потенциал. У нас потрясающая история, огромный опыт, талантливые, замечательные специалисты, которые работают в том числе в крупных западных компаниях», — отмечает Виталий Ставицкий.

Емкость рынка дизайна РФ.

Соотношение потенциальной и текущей емкости рынка дизайна в России.

Согласно исследованию, рынок труда в отечественной дизайн-индустрии превышает миллион человек. «Это более 1,6% экономически активного населения страны», — уточняет глава Союза Дизайнеров России. За пять лет были выпущены 95 тысяч студентов по специальности «дизайн».

На сегодняшний день средняя зарплата у специалиста в Москве составляет 73 400 рублей. В Санкт-Петербурге чуть меньше — 68 333 рубля. А в среднем по стране зарплата практически в два раза меньше — 34 844 рубля. В любом случае, специалисты в области дизайна у нас недооценены, потому что дизайн позволяет получить до 50% добавочной стоимости к выпускаемым продуктам, — отметил Виталий Ставицкий. Основные цифры рынка труда дизайн-индустрии России.

Основные цифры рынка труда дизайн-индустрии России.

Скрупулезное исследование рынка дизайна в России выявило приоритетные направления деятельности для развития и популяризации индустрии. В ходе презентации исследования Президент Союза Дизайнеров России анонсировал создание первого в России дизайн-акселератора – площадки, на которой молодые специалисты смогут реализовать свои проекты при поддержке именитых дизайнеров, междисциплинарных специалистов, а также предпринимателей и инвесторов. Дизайн-акселератор будет открыт в Северной столице на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Молодые специалисты — это наше завтра. Признают дизайн-индустрию влиятельной в нашей стране или нет — завтра у нас должна развиваться промышленность, мы должны выпускать какие-то товары. Мы не должны быть сырьевой страной, мы должны производить и занимать рыночные ниши, — подчеркнул Президент Союза Дизайнеров России.

Гендиректор «Сетевых исследований» Александр Лукоянов в ходе презентации отметил, что при проведении исследования «Емкость рынка и система квалификаций дизайна в России и мире» были изучены мнения представителей крупнейших дизайн-студий, отраслевых сообществ и производственных компаний России, и других стран мира. В число респондентов вошли, например, Президент Всемирной организации дизайнеров (WDO) Срини Сринивасан, Президент Японской ассоциации промышленных дизайнеров (JIDA) Казуо Танака, представители SmirnovDesign, Студия Артемия Лебедева и другие эксперты.

Методология исследования.

Карта взаимодействия акторов публичной политики в сфере промышленного дизайна Европейского союза.

Исследователи инициировали массовый сбор статистических данных о всех существующих в России школах дизайна, позже эти цифры станут основой российский справочника образовательной системы дизайна. Кроме того, при проведении исследования был проведен пилотный проект по применению метода анализа социальных сетей (SNA) для изучения взаимодействия акторов публичной политики в сфере промышленного дизайна Европейского союза. Аналогичных исследований в нашей стране пока не проводилось.

При всей масштабности представленного исследования, эта работа является лишь «пилотным выпуском» в грядущей череде новых аналитических трудов, посвященных отечественной дизайн-индустрии, ответил Александр Лукоянов на вопрос представителя «Ридуса».

Проделанная нами работа является основательным заходом в индустрию с точки зрения исследования. На мой взгляд, поле возможности для расширения исследования и углубления во все затронутые темы — просто колоссальное, — подчеркнул гендиректор «Сетевых исследований».

Виталий Ставицкий также подтвердил, что для дальнейшего развития индустрии нужно подробно исследовать еще многие аспекты отрасли. «Немаловажная история, которая нас волнует, — это теневой рынок в индустрии. В первую очередь, вопрос лицензирования специалистов в данной отрасли. Потому что ущерб от работы неквалифицированного промышленного дизайнера может привести к банкротству предприятия», — отметил Президент Союза Дизайнеров России.

Подобные исследования российской индустрии дизайна имеют большое значение и для образовательной сферы, отметила в свою очередь ректор Национального института дизайна Галина Кувшинова.

Поле деятельности для развития исследования огромное. Мне кажется, что оно должно перерасти в исследование практического характера: необходимо перейти к вопросу, как сделать так, чтобы дизайн-образование носило по-настоящему практико-ориентированный характер, чтобы можно было готовить действительно качественных специалистов. Этому должно быть посвящено отдельное исследование, по результатам которого можно будет вывести задачи в области дизайн-образования, актуальные и острые, — заключила Кувшинова.

Дизайн — это сложная междисциплинарная и наддисциплинарная отрасль, положительное влияние которой на экономику многие страны мира признали пару десятилетий назад. У российской дизайн-индустрии, судя по проведенному исследованию, есть очень большой потенциал развития. И от того, как скоро наше государство признает индустрию влиятельной, зависят и темпы роста отечественной экономики.