«VK Образование» и портал «Учи.ру» провели социологический опрос на тему травли в Сети. В исследовании принимали участие школьники и учителя.
Согласно результатам опроса, с термином «пассивная агрессия» знакомы 71% педагогов и 17% подростков. Среди школьников, знающих о таком виде нападок, жертвами пассивной агрессии становились 42% детей, а 53% учителей были свидетелями её проявления. Кроме того, 36% педагогов приходилось терпеть пассивную агрессию со стороны родителей школьников, 27% — со стороны коллег, а 19% — со стороны учеников.
Что касается кибербуллинга, то за последний год доля учителей, которые считают это явление проблемой, но не знают, как с ним бороться, увеличилась с 20% до 47%. Только 15% педагогов считают, что им удается пресекать случаи кибербуллинга, а 28% признались, что помочь ученикам противостоять сетевой травли получается не всегда. Основным способом предотвратить кибербуллинг учителя считают беседы с детьми и их родителями.
У школьников самыми популярными методами защиты от кибербуллинга является добавление в друзья в социальных сетях только знакомых людей. Так стараются поступать 47% подростков. Еще 46% предпочитают блокировать обидчиков и закрывать от них свои страницы. Также 43% школьников не видят ничего зазорного в том, чтобы обсудить тот или иной эпизод травли с учителем, родителями или психологом. Примечательно, что в 2021 году доля детей, готовых обращаться за помощью к взрослым, составляла всего 11%.
Пассивная агрессия и кибербуллинг могут стать причиной проблем с физическим и ментальным здоровьем детей, считает председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
«У подвергшегося кибербуллингу или пассивной агрессии ребенка начинают преобладать негативные эмоции, проявляются психосоматические реакции — головные боли, нарушения сна, пищевые расстройства. Поэтому крайне важно научить людей правильно действовать в подобных ситуациях, в первую очередь — взрослых», — сказала она.
Белякова отметила, что самый плохой вариант, когда ребенок остается «один на один с проблемой».
«В такой сложной ситуации ребенку особенно важна поддержка взрослых. Они должны убедить, что это не его вина или недостатки — вроде внешности или поведения, а исключительно несправедливое отношение отдельных людей», — полагает эксперт.
Еще родителям «нужно чаще задумываться», какой «контент они публикуют с ребенком у себя на страницах в социальных сетях», обратил внимание координатор проекта «Заступник» Александр Петрухин.
«Как правило, люди, размещая контент со своим ребенком в соцсетях, не думают о возможных негативных последствиях. Однако этой информацией могут воспользоваться другие дети и устроить травлю. Так что, на мой взгляд, родители, пытаясь оградить ребенка от агрессии, обязаны прежде всего смотреть на себя», — пояснил Петрухин.
По его мнению, профиль ребенка в социальных сетях должен быть закрытым и находиться под контролем родителей.
«Важно видеть, кто у ребенка в друзьях, кто ему пишет. Известны факты, когда некие злоумышленники, представляясь агентами модельных агентств, просят мальчиков и девочек присылать откровенные фотографии, а дальше все это утекает в порноиндустрию», — заключил эксперт.