Авто

Эксперты: в 2023 году в России может быть продано максимум 800 тысяч автомобилей

0 6983

Уходящий год оказался непростым для всей российской экономики, но особенно сильно пострадала автомобильная отрасль. Во втором квартале она вообще практически встала: местные производства зарубежных брендов полностью закрылись, российские компании, в том числе флагман отечественного автопрома АвтоВАЗ, работали с существенными перебоями, потоки импорта слились в мелкий ручеек с одного направления — из Китая, цены взлетели до небес, продажи рухнули.

С конца мая ситуация начала понемногу выправляться. Наладился выпуск «антикризисной» Lada Granta в урезанной комплектации, возобновилась программа льготного кредитования, спрос потихоньку восстанавливался.

По данным агентства «Автостат», с мая по сентябрь 2022 года ежемесячный объем продаж авторынка РФ вырос с 27,4 тысячи до 44,39 тысячи автомобилей. В октябре рынок снова слегка припал (до 43,3 тысячи штук) из-за объявленной в конце сентября частичной мобилизации, однако уже в ноябре вернулся к росту. В последний месяц осени россияне приобрели 51,5 тысячу автомобилей — это на 19% больше, чем в октябре, но все еще на 49% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Вернуться к былым объемам удастся еще не скоро, считают эксперты. При сохранении текущих трендов в 2023 году в России будет продано порядка 700–800 тысяч новых автомобилей. Такой прогноз сделали участники организованного «Ридусом» круглого стола «Рынок автомобилей в России 2022–2023, перезагрузка».

Возможно все

Обычно в прогнозах аналитики рынка продлевают имеющиеся тенденции, но сейчас в России прогнозировать что-либо крайне сложно, в принципе возможно все, отметил руководитель «Автостата» Сергей Целиков. Еще год назад падение продаж до полутора миллионов штук казалось катастрофой, а сейчас эта цифра выглядит несбыточным желанием.

«Объем рынка может быть любым, все зависит от внешних обстоятельств. Обычно в прогнозах все продлевают текущую тенденцию. Сейчас вроде как рынок восстанавливается. И если эту линию тренда продлить, мы получим в следующем году до 800 тысяч проданных автомобилей. Если же внешние обстоятельства эту линию куда-то загнут, мы получим совсем другие цифры. Я верю, что в 2023 году будет продано больше машин, чем в этом», — сказал эксперт.

Руководитель «Автостата» Сергей Целиков.© сСоцсети

Всегда после большого отката начинается подъем, напомнил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Небольшой отскок в сторону увеличения будет и в этот раз, уверен он, но сложно предсказать, насколько высоко подпрыгнет рынок.

По мнению аналитика, положительно на динамику продаж может повлиять большее разнообразие моделей машин. Сегодня выбор сократился из-за ухода европейских, японских, корейских производителей, осталась только продукция российских заводов и «огромная армия похожих друг на друга, примерно равных по характеристикам кроссоверов» из Китая. А людям еще нужны минивэны, «каблучки», микроавтобусы и так далее.

«Автомобили должны быть разного назначения, мы к этому за последние 25 лет привыкли, и за счет этого в том числе рос рынок, потому что в одной семье мог быть пикап, седан и микроавтобус. Если разнообразие будет, рынок качнется в сторону увеличения продаж и объема», — полагает эксперт.

Спрос на специфические автомобили предъявляют не более 3% покупателей, и погоду на рынке они не делают, возражает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Большинству людей нужен один автомобиль на все случаи жизни по доступной цене. И дефицита предложения, по его словам, сейчас нет — в автосалонах любых машин «навалом». А вот дефицит денег у людей все более очевиден.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. © Соцсети

«У нас проблема в том, что жестко упала реальная покупательная способность населения, и нет никаких маркеров к тому, что она в ближайшее время выправится. И с другой стороны, цены на авто запредельные. Еще и кредиты подорожали. В результате у нас рынок сейчас насыщенный, спрос примерно равен предложению», — рассуждает эксперт.

В качестве примера он приводит АвтоВАЗ, который изначально заявлял о намерении выпустить в 2023 году 500 тысяч машин, а в итоге утвердил цель в 401 тысячу. По мнению эксперта, завод скорректировал планы не потому, что ему не хватает комплектующих, просто понятно, что люди больше не купят в следующем году. И даже из этих 400 тысяч автомобилей россияне приобретут только 370 тысяч, остальные отправятся на экспорт.

С учетом всех планов собственного производства, китайского и параллельного импорта российский рынок в следующем году сможет получить максимум 800 тысяч автомобилей, полагает эксперт. Но и эти машины еще надо будет постараться продать беднеющим гражданам.

Налетят, когда подешевеет

Восстановление рынка во второй половине года, очень несущественное, произошло во многом из-за удовлетворения отложенного спроса на отечественные автомобили, недоступные в течение квартала, а также за счет реализации остатков популярных европейских и азиатских брендов, которых в 2023 году, судя по всему, уже не будет, указал генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.

Генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.© Александр Родионов / ridus.ru

Отложенный спрос формируется и сейчас. Он может стать драйвером для рынка в будущем году, если цены снизятся, считают многие участники круглого стола. Но на это надежды мало, признают они. «Спрос у населения точно есть, но на более дешевые автомобили», — конкретизировала эту мысль генеральный директор компании «АвтоБосс» Татьяна Григорьева.

Депутат Горсовета Набережных Челнов от «Партии Роста» генеральный директор ГК «Далини» Руслан Нигматулин, в свою очередь, полагает, что люди постепенно привыкнут к новым ценам. Россияне всегда были склонны жить не по средствам, утверждает он, и хотят иметь машину даже при низких доходах. К тому же зарплаты будут расти, уверен эксперт.

Во время всех серьезных кризисов, начиная с 2008 года, количество россиян, готовых покупать автомобиль при любых условиях, оценивалось в 700 тысяч человек. И вот рынок, наконец, пришел к этому рубежу, обратил внимание автоэксперт Артем Бобцов.

По его словам, в текущей ситуации прогноз нужно строить, рассматривая три основных фактора: сколько машин сможет выпустить АвтоВАЗ, какие автомобили, в каком количестве и по какой цене смогут завезти китайские бренды, плюс возможности параллельного импорта (пока он не очень большой и очень сложный). Эксперт, оценивая перспективы продаж на будущий год, также называет цифру в 800 тысяч машин.

Ставка на бизнес

Автомобили. © unsplash.com

В условиях, когда частный спрос снижается из-за высоких цен и сокращения покупательной способности населения, продавцам автомобилей нужно делать ставку на корпоративных клиентов, считает Максим Шишко. Если простые граждане сейчас в депрессии, не думают о завтрашнем дне и, скорее, ждут чего-то плохого, то бизнесмены — это изначально инициативные люди, которые в любой ситуации ищут выходы, пояснил он.

При этом эксперт отметил, что в корпоративном сегменте может особенно остро ощущаться наметившийся на рынке дефицит классических легковушек. Речь идет, например, об автопарках такси (а это больше полумиллиона автомобилей, которые раз в три года, по идее, должны обновляться), каршеринге и других сферах, связанных с перевозкой людей, уточнил он.

«Китайские кроссоверы, которые сейчас пополняют автопарки, максимально некомфортны для пассажира, и их неплохо было бы заместить какими-нибудь нормальными китайскими седанами», — пояснил Максим Шишко.

В большой корпоративный запрос на новые автомобили очень верит и Татьяна Григорьева. По ее словам, сейчас многие компании планируют переоборудование парка для такси, для каршеринга, и там речь идет о тысячах автомобилей.

«Ко мне обращается „Ситимобил“, „Грузовичкоф“, „Таксовичкоф“ (это одна и та же компания), и она говорит: „Нам нужно 11 тысяч новых автомобилей на следующий год“. И это только одна компания. Они говорят: „Мы еще знаем такие же компании, как мы, которым нужны машины“, — рассказала эксперт.

Спрос бизнеса на новые автомобили подтверждает и Руслан Нигматуллин. «Грузопоток сейчас восстановился и расширился, и мы планируем закупку новых автомобилей на следующий год. И то же самое говорят коллеги», — заметил он.

На чем ездить будем

Московский автомобильный завод «Москвич».© Авилов Александр / Агентство «Москва»

В оценках будущей структуры рынка эксперты довольно единодушны: львиную долю в 50–60% займут российские производители (в первую очередь, «АвтоВАЗ»), еще 35–40% дадут китайцы всех мастей и не больше 10% — параллельный импорт.

По данным «Автостата», уже сейчас более 40% от общего объема продаж приходится на российские автомобили марки Lada, за ними по популярности следуют «китайцы» Chery и Haval. Ассортимент китайских марок будет расширяться, прогнозируют эксперты. А вот остатков европейских, японских и корейских машин на складах дилеров, по их оценкам, хватит еще на пару месяцев, и новых поставок в промышленных объемах из этих регионов не предвидится.

Собственно, масштабного ввоза и раньше не было — 80% автомобилей, которые продавались в России, здесь же и собирались. Параллельный импорт кардинальных перемен в этом вопросе тоже не принесет, предупреждают эксперты. По их словам, в принципе, сейчас в страну можно привезти любую машину, но кривыми путями, долго и дорого, с массой сопутствующих сложностей. И такие поставки не могут быть массовыми. Сдерживают развитие этого канала отсутствие четко прописанных нормативов и фактически заградительные таможенные платежи, снижения которых пока никто не обещает.

Отдельно эксперты обсудили перспективы возрожденного «Москвича». Сейчас на этой площадке под видом легендарного отечественного бренда, по сути, собирается из крупных узлов китайский JAC. Но в будущем готовятся к выпуску целых два полностью российских автомобиля, рассказала Татьяна Григорьева со ссылкой на знакомых, которые недавно пришли на предприятие как раз в отдел разработки и внедрения новых моделей.

«Они говорят, что финансирование есть. Мои знакомые утверждают, что это будут очень хорошие автомобили по выгодным ценам», — уточнила она.

Но это светлое будущее покрыто туманом и в любом случае не может быть слишком близким, добавили «ложку дегтя» другие участники дискуссии. Даже в странах с развитой автомобильной промышленностью создание новых автомобилей — это миллиарды долларов вложений и как минимум год испытаний. Япония после Второй мировой войны за пять лет научилась делать машины, но все необходимое для этого ей дали американцы, напоминает Артем Бобцов. И советские автомобили тоже выпускались с помощью западных партнеров.

У современной России по-прежнему нет собственной достаточной технологической базы, чтобы с нуля за пару-тройку лет запустить в производство принципиально новый автомобиль, считают эксперты. Поэтому в лучшем случае в обозримой перспективе «Москвич» сможет лишь глубже локализовать сборку китайских машин.