В ноябре по всей Европе на долю китайских автопроизводителей вроде BYD и SAIC пришлось 7,4% продаж новых электромобилей по сравнению с 8,2% в октябре. Данные сведения подсчитали аналитики Dataforce. И это самый низкий показатель с марта.
Два месяца назад стали постоянными повышенные пошлины на импорт в ЕС произведённых в Китае электрических машин. Предшествовавшие этому событию многомесячные переговоры не увенчались успехом.
Тарифы распространяются на все поставки электромобилей из КНР, в том числе от западных брендов вроде BMW и Tesla. Но размер ставки варьируются в зависимости от того, какую поддержку получил производитель от китайских властей и сотрудничал ли он с расследованием ЕС.
Сильнее всего пострадала государственная MG SAIC: пошлины на её продукцию составляют 45%. Долгое время она была лидером продаж в Европе среди китайских компаний, однако в последнее время переживает спад. По данным Jato Dynamics, в прошлом месяце её продажи в регионе упали на 58% в годовом выражении. Зато BYD продолжает наращивать продажи, несмотря на тарифы. В ноябре они увеличились более чем вдвое, до 4796 единиц.
«BYD захватывает рынок, в то время как MG терпит серьёзные неудачи», — сказал Bloomberg аналитик Dataforce Джулиан Литцингер.
Он добавил, что BYD демонстрирует уверенный рост: почти 80% регистраций приходится на частных клиентов и автопарки.
Протекционизм в ответ на экспансию
Стремящиеся выйти на основные мировые рынки китайские автопроизводители столкнулись с сопротивлением в Европе после того, как для них фактически закрылись США. По данным китайской таможни, экспорт электромобилей в ноябре сократился на 19% в годовом выражении, в том числе в ЕС — на 23%.
Более дешёвые аккумуляторы дали китайским фирмам ценовое преимущество, но их экспансия на глобальные рынки вызвала протекционистские настроения. Чиновники в США и ЕС пытаются защитить местных автопроизводителей. Отрасль, где работают сотни тысяч человек в Германии, Франции и Италии, столкнулась с трудностями в процессе перехода от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к экологически чистым моделям.
Штаб-квартира BYD в Шэньчжэне. © wikipedia.org
Тарифы ЕС ослабили влияние Китая в регионе, но спад продаж автомобилей китайских брендов оказался не таким большим, отмечает Литцингер. Динамика оказалась неравномерной. По словам эксперта, в Германии и Франции количество регистраций электромобилей китайскими производителями в ноябре сократилось более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом. В то же время в Великобритании они выросли на 17% в годовом выражении. Страна вышла из ЕС и пока не вводила дополнительные тарифы.
Трудности перехода
Переход к электромобилям, который когда-то считался неизбежным, в 2024 году замедлился на многих мировых рынках и стал более непредсказуемым. Это заставило автопроизводителей пересмотреть стратегию — от модельного ряда до расположения заводов.
Китайские автопроизводители предпринимают шаги по локализации производства в Европе, но для этого потребуется время. Автомобильные компании по всему миру ищут способы разделить расходы, пытаясь не отставать от дорогостоящих технологических изменений. На прошлой неделе стало известно, что испытывающая трудности компания Nissan изучает возможность сотрудничества с Honda — отчасти для того, чтобы усилить конкурентоспособность на рынке электромобилей.