Согласно последним данным, в Китае наблюдается стремительный рост популярности электромобилей, что сулит значительные изменения для мирового углеводородного рынка. Это приведет к сокращению роли основного потребителя нефти, вынуждая ОПЕК пересматривать квоты на добычу для поддержания баланса спроса и предложения. Вопрос о последствиях для России рассматривает РИА Новости.
Аналитики подчеркивают, что Китай, на который приходится 41% мирового роста спроса на нефть, постепенно переходит на электромобили. Это снижает необходимость в бензине, к чему также способствует затянувшаяся экономическая стагнация. Всемирный энергетический институт в своем обзоре отмечает, что скорость перехода на электрический транспорт стала сюрпризом для нефтяных компаний и инвесторов.
Импорт нефти в Китай недолго будет расти, ожидается его пик в следующем году, после чего объемы начнут снижаться.В 2023 году значительная часть автомобилей в стране стала электрической, а в июле количество проданных электромобилей и гибридов превысило автомобили с ДВС. Потребление топлива в Китае сокращается быстрее, чем предсказывали эксперты, чему способствовало снижение импорта нефти на 3,4% в начале 2024 года.
ОПЕК пришлось продлить сокращение добычи нефти, хотя изначально в октябре 2023 года этого делать не планировалось. Встал вопрос о дополнительных мерах контроля объемов добычи или принятии снижения цен на нефть марки Brent.
Помимо экологических соображений, Китай активно развивает внутренний рынок электромобилей при поддержке государства, включая масштабные налоговые льготы и запретительные пошлины США на импорт китайских автомобилей. В результате в стране наблюдается перепроизводство электротранспорта.
Технологические ограничения, такие как ресурсоемкое производство аккумуляторов и сложная утилизация батарей, продолжают сдерживать полный переход на электромобили. Об этом заявляют экономисты, указывая также на необходимость диверсификации в энергетическом и автомобильном секторе.
По прогнозам консалтинговых компаний, спрос на нефть в некоторых секторах останется стабильно высоким. В Пекине утвердили значительную сумму для стимулирования экономики, что может поддерживать потребление энергоносителей. В условиях текущей геополитической обстановки Россия остается ключевым партнером для Китая, увеличив поставки нефти в 2023 году и в начале 2024 года.
Тем не менее, перед нефтяными компаниями стоит задача адаптации к меняющимся условиям, поиска новых стратегий и направления инвестиций в области энергетики.