Общество

Эмансипация широко шагает по планете: что ждет традиционную семью в будущем

3 28931

В современном мире важность семьи снижается и рождаемость падает, причем не только в Европе, США и России, но и в восточных странах. Людям больше не нужно быть вместе, они теперь если и сходятся, то только исходя из искренних чувств.

Эксперты считают, что постепенное угасание роли семьи — естественный процесс. «Ридус» разбирался в природе этого явления.

Сидеть рядком

Кадр из мультфильма "Дарю тебе звезду"Кадр из мультфильма «Дарю тебе звезду».© кадр из мультфильма

37-летняя Маргарита Орловская не замужем и никогда не была, постоянных отношений с мужчиной у нее давно нет. Она уже много лет живет одна и ничего в своем образе жизни менять не хочет — ей хорошо и удобно одной.

— Конечно, и у меня бывают бытовые сложности. Например, недавно нужно было поменять текущий кран. Я вызвала сантехника из нашего ЖСК, он сказал, какое именно оборудование и где купить, а после этого за 1500 рублей и 30 минут все заменил, — рассказывает Маргарита Орловская. — Когда у меня был парень, я не могла этого добиться неделю, как и другой «мужской» помощи по хозяйству. Ну и зачем мне «штаны» в доме? Для того чтобы что-то отремонтировать или поменять, у меня есть деньги и телефоны бытовых служб.

Что касается интимных отношений, то и для этого Орловская не спешит обзаводиться постоянным партнером. Она отмечает, что и здесь больше проблем, чем радости.

— Последние мои постоянные отношения по большому счету сводились к требованиям: приготовь обед, постирай, погладь, проведи со мной вечер. Зачем мне это? Еду можно заказать или пойти в ресторан, тем более что деньги на это есть, вещи легко загрузить в стиральную машину, да и помимо совместного досуга у меня есть масса других интересов: например, сходить в спортзал, а на выходных посетить театр или музей. В конце концов, и почитать вечером хочется, а вместо этого мне предлагают «сидеть рядком, говорить ладком». Мне элементарно это неинтересно и не особенно нужна эта бытовуха, тем более каждый день, — рассказывает Маргарита Орловская. — Я пробовала разговаривать, объяснять, что мои интересы простираются дальше, чем диван и кухня. Это заканчивалось дешевыми манипуляциями в духе «ты меня не любишь» и «у тебя кто-то есть». Ну и зачем мне все это? Зачем тратить нервы и время на объяснение элементарного и унизительные оправдания? Теперь я одна и абсолютно счастлива, у меня нет никаких проблем, мне никто не выносит мозг и свой досуг я провожу ровно так, как я хочу. Для сравнения: за год в отношениях я всего дважды была в театре, за год без отношений я ходила на спектакли не менее раза в месяц.

43-летний приезжий из Ульяновской области Михаил Борисов женат, в Москве работает вахтами. Раньше он вел размеренную семейную жизнь, в которой супруга полностью обеспечивала быт, а он не касался хозяйственных дел и искренне полагал, что умение пользоваться стиральной машиной — целая наука. Но жизнь все расставила по своим местам: сейчас он живет один в столичном хостеле и вынужден заниматься своим бытом сам. Теперь у него прекрасно получается и еду приготовить, и постирать, и что-то зашить.

— Оказалось, что все это — не великая наука и мудрость и я в состоянии без жены решить все эти проблемы, — говорит Михаил Борисов. — Сейчас я все чаще думаю о разводе, тем более что детей у нас нет, чувства давно угасли, а с бытом я успешно справляюсь сам.

На первом плане — искренний интерес и любовь

ПараПара.© pixabay.com

Кандидат психологических наук Алена Волина говорит, что сейчас, когда в бытовом плане жизнь упростилась и технический прогресс проник во многие сферы, семья как союз мужчины и женщины утрачивает свое значение, его место занимает союз действительно любящих друг друга людей.

— В те же советские годы людям, грубо говоря, было выгодно жить друг с другом в законном браке — это решало сразу множество проблем: квартирный вопрос, бытовой, воспитание детей, — говорит психолог. — Тогда все это требовало усилий, одна стирка чего стоила. Понятно, что в одиночку тянуть на себе все это было сложно и экономически не всегда доступно, проще было завести семью и жить «в складчину». Сейчас большая часть подобного рода трудностей отпала, соответственно, и роль института семьи существенно снизилась.

Волина отмечает, что, например, в XIX веке статус матери-одиночки фактически означал смерть — женщина с ребенком без мужчины существовать не могла. Сейчас же это обыденное явление.

— Не сказать, что матери-одиночки в финансовом плане живут благополучно, но такое положение дел не ставит их на грань выживания. Дама может работать, государство ей обеспечивает какие-никакие льготы, субсидии. В общем, умереть с голоду ни ей, ни ребенку не дадут, — говорит Волина.

Поэтому, говорит психолог, на первое место выходят чувства и настоящая привязанность.

— Не скажу, что это массовое явление, но растет число таких пар, в которых люди испытывают искренний интерес друг к другу, они по-настоящему любят своего партнера, — утверждает эксперт. — Они не требуют обедов, стираных носков и глаженых рубашек, они с удовольствием проводят время вместе, им интересно разговаривать на разные темы, куда-то ходить, ездить вместе в отпуск. И все это — без быта, и люди счастливы и не служат друг другу.

Внуки уже не интересны

ПараПара.© pixabay.com

Перемены в институте семьи отмечает и кандидат философских наук Иван Федоров.

— Сейчас много говорят о разрушении семейных идеалов. Иной раз создается впечатление, что кто-то приходит и разрушает их каждый день. Отбойным молотком, что ли, ломом? — комментирует Федоров. — Разумеется, семейные отношения меняются. Простой пример — эмансипация, которая коснулась далеко не только женщин. Мужчины в современном мире тоже эмансипированы. Сейчас мужчина в ежедневном быту выполняет массу дел, которые считались еще 50-60 лет назад традиционно женскими. Стирает и гладит свои вещи, готовит еду, сам выбирает цвет занавесок для комнат, ходит по магазинам. Изменения эти связаны, как обычно, с экономикой. Сегодня, чтобы обеспечить себе более-менее приемлемый уровень жизни, и муж и жена должны ходить на работу, вариант «муж добытчик, а жена — домохозяйка» встречается только у очень обеспеченных людей. При таком образе жизни традиционные роли в быту меняются. Уже трудно провести границу между «мужскими» и «женскими» делами.

Федоров отмечает, что изменения в экономическом укладе вызывают закономерные изменения и в семейной жизни. Все чаще семьи ограничиваются одним-двумя детьми, содержать больше они просто не в состоянии, да и не нужно людям это, грубо говоря, неинтересно. К тому же все больше современных бабушек и дедушек не хотят свое свободное время посвящать внукам — у них другие интересы и своя жизнь. Они много времени уделяли семье в ущерб своим интересам, теперь они делать этого больше не хотят. Семейные посиделки они собирают не чаще нескольких раз в год. Соответственно, при таком положении дел связи между людьми не крепнут, а, наоборот, ослабевают. Вдобавок люди уже не живут, что называется, кланами в одном доме — все чаще они обитают в разных городах и общаются в лучшем случае по видеосвязи.

Соответственно, и их дети думают, а нужно ли им заводить своих детей и уж тем более большую многодетную семью. Мало того, что финансово они не потянут, так еще и посидеть с детьми будет некому.

— Плохо это или хорошо? Сложно ответить однозначно. С точки зрения того идеала, что семья должна быть только многодетной, а мама только домохозяйкой, наверное, это плохо. С точки зрения жизни — трудно сказать. Меняются времена и эпохи. В XIX веке дико было видеть женское высшее образование — считалось, что это верх разврата. Сегодня это норма, — заключил философ. — Не считаю, что отход от привычной модели семьи — это что-то катастрофическое. Общество развивается, меняется и институт семьи — неотъемлемая часть общества, но почему-то считается, что он должен быть архаичным. Почему? Никаких объективных предпосылок к этому нет. К тому же что плохого в том, что люди живут вместе потому, что хотят этого, а не потому, что так принято и это нужно кому угодно, но не им?

Кроме того, отмечает кандидат философских наук, есть точка зрения, что-де мусульманский мир, в отличие от европейского, наоборот, демонстрирует успехи в рождаемости и приросте населения.

— Рождаемость и в исламском мире сегодня падает. Это глобальный объективный процесс, как похолодание, а не результат каких-то заговоров или спланированных действий. Эмансипация, грубо говоря, широко шагает по планете, — говорит Федоров. — Посмотрите хотя бы на представителей мусульманского мира, живущих в Москве. Да, в определенной степени они обособлены. Но женщины — выходцы из восточных стран — работают, пытаются следить за собой, за модой, трендами, жить светской жизнью. Им это интересно, а не ходить в парандже и бесконечно рожать детей.