Кино

Эмигранты в Нью-Йорке: горько, но сладко

0 560

«Велкам хом»

Россия, ООО «Интерпроект», реж. Ангелина Никонова, в ролях: Карен Карагулян, Ольга Дыховичная, Эдвард Бэйкер-Дьюли, Ара Воланд, Галина Переломова, Мона Дипена.

С давних пор Нью-Йорк – главное в мире прибежище эмигрантов. Кто здесь только не живёт… Вот Бабкин Карапетян из Армении – нищий актёр, ради заработка торгующий коврами, а ради души бесплатно играющий в независимом кино, роли в котором приносят ему призы («за новый уровень достоверности») всевозможных европейских фестивалей, но не обеспечивают, увы, материально. А между тем деньги нужны: его жена ждёт уже четвертого ребёнка.

1 Кадр из фильма «Велкам хом».

В доме напротив снимает квартиру Саша Соколова, модель из России. Её содержит женатый постановщик рекламных клипов, которому, быть может, дадут сейчас поставить первый фильм на крупной студии. Но Саша хочет своего режиссёра бросить и женить на себе холостого да богатого. А пока случайно втягивается в наркооборот ради приработка.

Есть ещё Гамлет, облачающийся в женское платье, да служащая в ресторанном туалете старушка. Следуя главному правилу покера, они уверяют себя, что правы в выбранном пути, а потому намерены идти до конца и оставаться «дома» - в Америке, несмотря все случающиеся ошибки и невзгоды.

2 Кадр из фильма «Велкам хом».

«Велкам хом» - лишь отчасти наше кино: работала над ним интернациональная команда (что подчёркнуто вставленными в титры флагами разных стран) и говорят здесь исключительно по-английски (с закадровым переводом). И выглядит фильм как типичная американская независимая продукция, попавшая в Сочи словно прямиком из «Санденса». То есть, пока большинство режиссёров и продюсеров только мечтают выйти как-нибудь на международный рынок, Никонова и Дыховичная взяли – и сделали это. Сняли фильм в Нью-Йорке, о Нью-Йорке, на универсальную тему, понятную если не всем, то многим. Показав, что это возможно. Только за это им уже стоит от всей души поаплодировать.

3 Съёмки фильма «Велкам хом» - рабочий момент. 4 Съёмки фильма «Велкам хом» - рабочий момент.

Приятно, что одобрения заслуживает не только попытка, но и сама картина. Это хорошо прописанная история про живых людей, которых узнаёшь, которым сочувствуешь. Драма здесь не превалирует, а удачно сочетается с юмором и «лёгкими» эпизодами, что отлично работает на восприятие: смех таких сюжетам только на пользу. Против фильма в первую очередь играет его расплывшийся хронометраж: короче был бы краше. Хотя как вырежешь такие очевидно вставные эпизоды как неудавшееся заклание барана или наркоприход сглотнувшей таблеток Саши? Понятно, что жалко: не добавляя ничего в содержание, они увеличивают объём повествования, добавляя ему человечности. А побочная линия про бабушку, получившую квартиру в доме для пожилых гомосексуалистов! Лишнее? Быть может. Но смешно? Очень. Всерьёз избавиться хочется разве что от очередной цитаты из «Таксиста» («Ты мне это говоришь?» - ну сколько уже можно?!.), а вот стриптиз от Ольги Дыховичной мог бы быть и подлиннее.

5 Съёмки фильма «Велкам хом» - рабочий момент. 6 Съёмки фильма «Велкам хом» - рабочий момент.

Трудно предсказать, как воспримет картину отечественный зритель (хотя почему трудно – сборы, скорее всего, будут традиционно минимальными), но можно предположить, что кто начнёт смотреть – тот досмотрит. И получит, скорее всего, удовольствие. И даже поблагодарит, наверное, авторов за столь достоверное описание той, далёкой от нас жизни, к которой многие сейчас так стремятся.

Однако фестиваль – не прокат, и правила тут другие. Профессионалам хорошо памятна история, как три года назад на «Кинотавре» довольно прохладно приняли первую работу Никоновой «Портрет в сумерках» (выделив ей, впрочем, операторский приз) – а затем она стала главным российским фестивальным хитом года, получив кучу наград по всей Европе. Казалось бы, сейчас Никоновой впору взять реванш – и у жюри есть повод «исправиться». Только вот многое же зависит не от самого фильма, а от контекста, в который он помещён. Среди аналогичных независимых англоязычных лент «Велкам хом» наверняка будет выделяться и сейчас – и поездки по разнообразнейшим фестивалям авторам точно обеспечены. Но в сравнении с прочими участниками нынешнего «Кинотавра» фильм всё же проигрывает: всё-таки он наш, да не наш, скорее даже чужой. Так что Гран-При в данном случае было бы вызовом. Хотя вновь нельзя отрицать возможности, что ленту отметят в иных категориях – на свой приз, например, вполне наработала Дыховичная, всё очевиднее вырастающая в большую актрису.