ЕС ослабил санкции в отношении российского угля. На этой неделе Еврокомиссия опубликовала новое руководство, которое разрешает европейским операторам перевозить в третьи страны товары, снижающие угрозы продовольственной и энергетической безопасности. В их число попали удобрения и уголь. Ранее директивы ведомства его транспортировку запрещали.
По мнению аналитиков, это решение призвано сбить цены на энергоресурсы на мировых рынках и облегчить европейцам нелегальный ввоз «запретного» топлива. Такой разворот в отношении угля может стать важным сигналом для нефти, в отношении которой аналогичные санкции должны начать действовать в декабре. Пока ЕК сохраняет запрет на страхование и финансирование транспортировки сырой нефти в третьи страны, но не исключено, что ближе к часу Х и он может быть пересмотрен.
Переменчивая позиция ЕС вызвала смятение на рынках страхования и судоходства, пишет Bloomberg. Она создает большую неопределенность для владельцев судов и их страховщиков. Суть эффективных санкций, которые все понимают и могут соблюдать, заключается в том, что они должны быть последовательными и четкими, а действия Брюсселя таковым совсем не выглядят, пояснил Майк Солтхаус из The North of England P&I Association Ltd.
«Если однажды вы обожглись на угле, можете подойти к перевозке нефти с аналогичными опасениями, осознавая, что санкционная политика может измениться с момента заключения контракта до момента, когда вы перевозите груз», — уточнил он.
Свою лепту в этот раздрай вносят США, которые встревожены европейскими запретами на страхование судов, что может привести к росту цен на нефть, и пытаются заставить страны G7 поддержать ограничение цен на российскую нефть. Согласно плану американцев, те, кто будет поставлять сырье по установленным ценам, получат доступ к страхованию в ЕС и другим ключевым услугам. ЕС не готов в одностороннем порядке пытаться ввести ценовой потолок на российскую нефть, заявил в четверг представитель Еврокомиссии Эрик Мамер.
По оценкам того же Bloomberg, Евросоюз уже потерял почти 500 миллиардов евро из-за энергетического кризиса, несмотря на все попытки европейских правительств смягчить его последствия.