Это уже давно ни для кого в Белоруссии не является тайной: у президента Александра Лукашенко высоко развито чувство прекрасного. В том числе и тогда, когда речь заходит о представительницах прекрасного пола.
В принципе, в этом не только нет ничего предосудительного. В глазах большинства населения бывшего СССР лидер нации просто обязан быть альфа-самцом, учитывая преобладание женщин среди электората. В любом случае Белоруссия — не Ирландия, где новоизбранный премьер-министр не скрывает своей не совсем традиционной ориентации, что бывшие сограждане вряд ли бы поняли.
Напротив, если в ближней свите главы государства периодически мелькают красотки, мало похожие на обрюзгших чиновниц и занудных политик-вумен, — это, наоборот, ничего, кроме легкой зависти, вызвать у избирателей (особенно мужской их половины) не может.
Последний раз повод поговорить о своих матримониальных делах Лукашенко дал в начале этого года, когда публично появился в сопровождении неизвестной и загадочной дамы.
Представители сильного пола понимающе кивают, а женщины втайне примеряют на себя образ президентской пассии. В общем, смесь «Санта-Барбары» с сериалами о жизни султанов с их гаремами укрепляет единство нации в масштабе одной отдельно взятой страны куда сильнее, чем угроза натовской агрессии. Может, так оно и задумано?
Однако давайте по-порядку…
Главная жена
Кто бы что ни говорил, представителю сильного пола требуется немало мужества, чтобы официально жениться. Но чтобы мужчине в должности президента официально развестись — для этого понадобится подлинный героизм.
О том, что со своей официальной женой белорусский Батька не живет достаточно давно, в стране, где образ лидера нации едва ли не сакрален, знает практически каждый первый.
Может быть, в силу этого обстоятельства Александр Лукашенко и не спешит оформлять «фактическое прекращение брачных отношений», как этот процесс описывается на загсовском жаргоне.
Хотя, как сообщила «Ридусу» журналист издания «Белорусский партизан» Светлана Калинкина, Лукашенко разводиться не собирается не по политическим соображениям, а «чтобы не обижать жену».
Добрейшей души человек, иначе не скажешь.
Галина Лукашенко
Напомним, что официально Александр Лукашенко женат на Галине Лукашенко (в девичестве Жолнерович). К своей официальной теще Елене Жолнерович Бацька иногда заезжает на блины. Как рассказал «Ридусу» руководитель белорусского издания «Наша Нiва» Егор Мартинович, Лукашенко называет ее «другом человека». Не всем так повезло с тещами. С зятьями, впрочем, тоже.
Женщина с фигурой умолчания
Однако вместе с дочерью «друга человека» Лукашенко никогда на протокольных мероприятиях (кроме одного визита в Израиль) не появлялся. Вместо этого главным его спутником стал младший сын Николай, матерью которого является Ирина Абельская, доктор наук по шейному остеохондрозу.
Ирина Абельская
Факт наличия общего ребенка у президента страны и главврача Республиканского клинического медцентра общепризнан, но официально не подтвержден.
Это вторая по значимости женщина в жизни президента Белоруссии. «Младшая жена», так сказать. Будь Белоруссия мусульманской страной, президенту даже глаза не надо было бы отводить при упоминании матери своего младшего сына.
Но поскольку формального одобрения сверху указывать на эту связь нет, белорусские журналисты не рискуют называть младшего сына президента Колей Лукашенко, используя вместо этого своеобразную фигуру умолчания (всем и так понятно, о ком речь).
Зато белорусские журналисты откопали такой факт, что дед Коли со стороны матери (то есть де-факто тесть Александра Лукашенко) был осужден за антисоветскую деятельность и поддержку украинских националистов в годы Великой Отечественной. Грех это или, наоборот, заслуга в современной Белоруссии — вопрос неоднозначный.
«Абельская как внезапно исчезла из поля зрения, так затем внезапно и появилась снова», — напоминал в 2013 году журналист Павел Шеремет, ныне покойный.
Однако мама Коли вовсе не «заточена в монастырь», как в прошлом году беспокоились некоторые российские феминистки.
«И она совсем не затворница и не паинька. В пору близких отношений с Лукашенко она и публичный скандал на балу могла закатить. Но на роль первой леди она точно не претендует. Живет не в президентской резиденции, а в собственном доме. На резиденцию всегда есть другие претендентки», — рассказывает Калинкина.
Кордебалет
Большинство случаев, когда журналисты начинали говорить о новых спутницах Лукашенко, были связаны именно с анализом передач белорусских государственных телеканалов, говорит Мартинович.
«Последний всплеск интереса к женщинам Лукашенко был в январе, когда в выпуске новостей на заднем плане появилась какая-то женщина, выходящая из президентского лимузина. Но идентифицировать ее по горячим следам не удалось, а больше она ни разу в кадр не попадала. Либо это была ложная тревога, либо теперь операторы и редакторы работают более аккуратно, чтобы лишние люди не попадали в кадр и такие утечки не происходили», — предполагает минский журналист.
По его словам, это могла быть одна из бывших пассий Батьки, Ирина Дорофеева, теперь она депутат парламента, но с Лукашенко не пересекается никак вообще.
Куда интересней другая спутница президента — Марта Голубева. Девушка была и остается актрисой Купаловского театра. С прессой она не общается, да и пресса особо на этом не настаивает.
Марта Голубева в компании с Александром Лукашенко. На фото крайняя справа
До этого Марта была известна как солистка ансамбля «Верасы». В компании Лукашенко она начала появляться со своего 18-летия. «Ни в поведении, ни в том, как держится этот человек (Лукашенко. — Прим. «Ридуса»), нет ничего того, что вызывало бы волнение», — признавалась она в интервью «Еврорадио». На вопрос, как она попала в спутницы к Лукашенко, Марта ответить отказалась.
Марта Голубева
Папа может всё что угодно?
Раньше младший сын белорусского президента Николай появлялся в медиапространстве чаще, теперь увидеть его на телеэкране можно гораздо реже. Как говорит сам Александр Лукашенко, все это потому что сын стал слишком высоким и как-то неудобно называть его малышом. Президент Белоруссии и сам не карлик, так что у сына есть куда расти, по крайней мере в антропометрическом смысле.
Однако с политическим ростом все гораздо сложнее.
На всякий случай официальные СМИ пытаются создать Николаю позитивный имидж. В конце 2016 года государственное ТВ сняло фильм про Лукашенко-младшего. Фильм совершенно рождественский, слащавый и ни разу не сенсационный. Заказуха — она и в Белоруссии заказуха.
Часто можно слышать, что папа активно готовит Колю в собственные преемники. Как знать...
Пока мальчик учится в средней школе, и говорить про какие-либо его возможности унаследовать власть и возглавить страну можно будет не раньше чем лет через 20. Ибо, случись что с папой, институт регентства в республике не предусмотрен.
Виктор Лукашенко (старший сын от официального брака) занимает должность помощника по нацбезопасности. Но от нигде никогда не работал на управленческих позициях, предусматривающих ответственность за результат. Если бы отец готовил его к руководству страной, то давал бы реальную работу.
Дмитрий Лукашенко (средний сын) возглавляет Президентский спортивный клуб — частично бизнес-структуру, частично благотворительный фонд. Он на людях показывается очень редко, слово перед камерами не берет никогда, потому что это совсем не его сильные стороны.
«Главное, что Беларусь — это европейская страна, в отличие от Азербайджана или Средней Азии. У нас механическая передача власти от отца к сыну вряд ли реальна. Это не поддержат даже приверженцы Лукашенко», — говорит Мартинович.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко с сыном Николаем во время голосования
Разговоры о возможном «престолонаследии» по северокорейскому образцу ходили в Белоруссии сначала в качестве шутки: «Доколе? — До Коли!» Но чем дальше — тем больше это кажется реальным, потому что Лукашенко никак не обозначает даже возможный механизм своего ухода, механизм передачи власти, поясняет Светлана Калинкина.
Дело вообще не в детях и не в женщинах президента, добавляет журналистка «Белорусского партизана».
«Обилие в стране персонажей с фамилией Лукашенко уже раздражает людей. И самого Александра Григорьевича много, а тут еще три сына, да куча внуков, да своя родня, да родня родни, да друзья, да персонажи, с которыми работали-учились… И непонятно за какие заслуги. В общем, есть четкое ощущение, что страной правит клан», — говорит журналистка.