Растительными маслами, которые обычно используются для приготовления пищи, теперь все чаще заправляют грузовики и самолеты. От США до Бразилии и Индонезии правительства используют энергию, которую получают из соевых бобов, рапса или даже из животного жира, чтобы отказаться от ископаемого топлива и сократить вредные выбросы в атмосферу.
Но повышение спроса на биотопливо на фоне замедления роста производства растительного масла может привести к его дефициту на мировом рынке во второй половине года, прогнозирует исполнительный директор компании Oil World из Гамбурга Томас Мильке.
По его словам, в глобальном энергетическом балансе биотопливо занимает весьма скромное место, однако амбиции по его использованию превышают уровень, который может удовлетворить мировой рынок масел и жиров.
Геополитические конфликты и экстремальные погодные условия ограничивают запасы растительного масла. Сильная засуха подорвала производство в Аргентине, которая является крупнейшим экспортером соевого масла. В Европе ограничения на использование ядовитых для пчел пестицидов приведут к сокращению посевов рапса, а ситуация на Украине уменьшит экспорт подсолнечного масла.
Особенно заметно растет потребление биотоплива в США, Европе, Бразилии и Индонезии, пишет Bloomberg. В США используется смесь сырья, такого как соевое и рапсовое масло, отработанное растительное масло и животные жиры. Европа добывает энергию из отходов, остатков и рапсового масла. В Индонезии применяется в основном пальмовое масло, а в Бразилии — соевое.
Ожидается, что эта тенденция пойдет на пользу пальмовому маслу — вездесущему, но спорному ингредиенту, который в последние годы стал предметом пристального внимания на фоне сообщений о вырубке лесов и принудительном труде. По словам Джеймса Фрая, председателя оксфордской сельскохозяйственной консалтинговой фирмы LMC International Ltd., на него будет перетекать часть продуктового спроса, поскольку конкурирующие масличные и растительные масла все чаще используются в качестве биотоплива.
Но рынок пальмового масла тоже не резиновый. Производство в Индонезии и Малайзии, на долю которых в совокупности приходится 85% мировых поставок этого товара, стабилизировалось из-за медленной пересадки старых и непродуктивных деревьев, неустойчивой погоды, а также ограничений на вырубку лесов.
По словам Дораба Мистри, влиятельного трейдера, проработавшего в этой отрасли четыре десятилетия, угрозы для поставок, особенно связанные с изменением климата, приведут к росту цен на сельскохозяйственную продукцию и замедлят мировые усилия по превращению продуктов питания в топливо.
Международное энергетическое агентство предупредило, что растущий спрос на биотопливо и надвигающийся дефицит сырья, если их не решить, подорвут потенциал биотоплива для содействия глобальным усилиям по декарбонизации.
По словам Мильке из Oil World, мандаты на биотопливо должны быть гибкими и предусматривать возможность временных корректировок в случае перебоев с поставками, а любые изменения — умеренными, иначе они могут иметь разрушительные последствия.