Кино

Есть ли жизнь после скачек: чего ждать от драмы «Жокей»?

0 4529

7 октября в Москве состоялось открытие 16-го ежегодного фестиваля американского кино AMFest. Показы лент фестиваля пройдут по всей России в гибридном формате — некоторые фильмы можно будет посмотреть, как оффлайн, так и в онлайне. Спектр представленных кинокартин широк и разнообразен, но мы предлагаем вам ознакомиться с нашим отзывом на спортивную драму «Жокей» Клинта Бентли — фильмом-открытием стартовавшего вчера AMFest.

Показав себя с лучших сторон на фестивале Sundance в этом году, лента от Sony Pictures Classics добралась и до российского зрителя. Для Клинта Бентли «Жокей» стал полнометражным режиссерским дебютом — ранее Бентли ограничивался лишь функциями сценариста и продюсера. Главную роль — наездника Джексона Сильвы — сыграл Клиффтон Коллинз-младший, известный широкому зрителю по роли в триллере «Охотники за разумом» Ренни Харлина. В подмогу Коллинзу работает звезда сериала «Дэдвуд» Молли Паркер и Мойзес Ариас, засветившийся в фантастическом эпике «Игра Эндера».

Джексон Сильва — один из самых выдающихся жокеев среди профессионалов в Финиксе. Ему уже далеко за сорок, он живет один, выигрывает скачки и каждый следующий день для него мало чем отличается от предыдущего. Всё идёт своим чередом, пока внезапно он не осознает, что старая травма начала прогрессировать и совсем скоро привычная жизнь может закончиться. Сверху еще и придавливает кризис среднего возраста, когда он понимает, что постарел, не оставив за собой никакого серьезного наследия. А вишенкой на торте этого замешательства становится молодой паренек с конюшни, который заявляет Джексону, что он — его родной сын.

За роль в фильме Клиффтон Коллинз-младший получил награду за лучшую мужскую роль в качестве специального приза от жюри кинофестиваля Sundance.За роль в фильме Клиффтон Коллинз-младший получил награду за лучшую мужскую роль в качестве специального приза от жюри кинофестиваля Sundance.© Sony Pictures Classics

С самого начала фильм показывает нам свою натуру — неспешную и даже немного вальяжную — рассматривая своих персонажей со стороны. Будто сразу дает понять, что «гнать лошадей» пока никто не собирается. Повествование аккуратно вращается вокруг своего главного героя — Джексона Сильвы, опытного жокея и сдержанного мужчины, чье знание жизни привело его к осознанному затворничеству. Скачки — это его призвание, лошади — его любовь, а алкоголь и сигареты — ошибки юности, от которых он просто не хочет отказываться.

В Джексоне угадывается множество тех знакомых, которые есть у каждого из нас. Мы с ними особо не общаемся и не знаем о них многого, но этого нам достаточно, чтобы считать их вполне адекватными и даже хорошими дядьками. Он не хороший и не плохой, он просто живет свою жизнь, поэтому его персонаж смотрится максимально реалистичным. Местами за него переживаешь, местами — злишься за его беспечность, но режиссер выстраивает историю таким образом, что ты можешь понять каждого из героев в каждой сложившейся ситуации.

Сюжет заставляет Джексона — и зрителей вместе с ним — проносить через себя темы, которые посещали многих. Тут вам и травмирующий опыт, и воля к достижению целей, и страх старения. Тема возраста и самоопределения идет сквозной нитью в повествовании, заставляя осознать, что каждому из нас наверняка придется не раз искать себя — причем не только в подростковом возрасте. Вопрос «что будет дальше» актуален и для тех, кому по возрасту уже можно приписывать наличие внуков.

Стоит признать, что «Жокей» — это фактически бенефис Коллинза-младшего, который блистательно справляется с возложенными на него задачами. Неудивительно, что награда за лучшую мужскую роль на Sundance была присуждена ему. Путь его героя — это настоящая ода желанию жить. Его герой не хочет признавать свою слабость, но в какой-то момент понимает, что некоторые вещи ему не победить. Но он не желает сдаваться до последнего, чем и заслуживает респект каждого зрителя вплоть до последней минуты хронометража.

Режиссер Клинт Бентли хотел добиться максимального реализма в плане показа закулисной жизни жокеев и конного спорта. И желаемая цель совершенно точно была достигнута.Режиссер Клинт Бентли хотел добиться максимального реализма в плане показа закулисной жизни жокеев и конного спорта. И желаемая цель совершенно точно была достигнута.© Sony Pictures Classics

Вообще герои ленты и все их действия кажутся очень живыми. В их действиях чувствуется множество жизнеутверждающих посылов, в то же время им удается это передать без торжественности и пафоса, с легкой толикой неловкости и определенного рода грусти по тому факту, что они больше не чувствуют себя всесильными. Фильм не пытается выйти за пределы или показаться масштабным — это очень личная история, которая затрагивает минимальное количество персонажей, полностью концентрируясь на них.

Примечательно, что при наличии серьезного драматического конфликта в фильме нет прямых антагонистов в виде злобных коррупционеров или самоуверенных конкурентов. Главным противником Джексона является он сам и последствия принятых им решений. И это жизненно — ведь зачастую у каждого из нас нет так называемого «оформленного» врага. Герой оказывается в плену у несправедливости и стечений обстоятельств, а это случалось с каждым.

Попутно нам напоминают и о том, что скачки — это не только красивый, но и крайне опасный спорт. Лента даже уделила целый эпизод группе поддержки жокеев, получивших серьезные травмы во время скачек. Несколько минут, в которых герои делятся своими историями, не сильно влияют на общий сюжет, однако хорошо работают на эмоциональную привязанность. Чувствуешь себя все более причастным, а это очень важно, если команда хочет с помощью фильма вызвать у вас живые эмоции.

Линия отца и сына, в свою очередь, оказалась не такой предсказуемой, как могла бы быть. В дуэте Коллинза и Ариаса второй старается не сдавать позиции более опытному актеру, и в итоге из них получается динамичный и очень цельный тандем. Джексон видит в молодом Гэбриэле способ загладить оплошности прошлого, исправить ошибки. Это не значит, что отныне все будет безупречно, но это дает надежду и зрителям, и героям на то, что хоть что-то в этой жизни было не зря. К тому же, вопрос передачи опыта обыгрывается интересным образом — ведь зачем все приобретенные знания, если ты не передаешь их дальше?

Финальная точка, поставленная картиной, вызвала в зале дружные аплодисменты, стоило только начаться титрам. В общем итоге, оказалось, что «Жокей» — это драма о жизни, как она есть. Завернувшись в вуаль скачек и быстрых лошадей, кино заставляет задуматься о потраченном времени, потерянных друзьях, смысле существования и о том, что нужно еще сделать, пока не стало совсем поздно. Пытаясь показаться немного циничным, фильм, как и главный герой, на поверку оказывается невероятно добрым и переполненным надеждой. Отчаянно рекомендуем к просмотру.

«Жокей» доступен к просмотру в избранных кинотеатрах с 7 октября.

В широком прокате на этой неделе стартовало долгожданное продолжение серии о Джеймсе Бонде. Рецензию на ленту «Не время умирать» уже можно прочесть здесь.