Культура

Эстонская полиция безопасности инструктирует учителей истории

1 519

Эстонский департамент полиции безопасности (КаПо) в лице своих представителей и прежде участвовал в собраниях учителей истории и обществоведения, но если прежде человек из спецслужбы просто выступал с докладом, то последний ежегодный учительский семинар был и организован КаПо, и 17 марта прошел в здании этой организации на Тоомпуйестеэ, 3.

Общество учителей обществоведения Эстонии сообщило, что на семинаре будет дан просто обзор работы полиции безопасности, но когда журналист эстонского же издания (однако с русской фамилией) попыталась попасть на мероприятие, ей отказали. Более того, корреспондент DELFI Маргарита Корнышева узнала, что русских учителей истории и обществоведения тоже не будет на Тоомпуйестеэ, 3 — для них семинар был устроен на другой день, в другом месте, в Тарту, и, возможно с иной темой или её наполнением — «Принцип коллективной защиты на примере малого государства».

Замечательно сильно отказал журналистке в участии «контактное лицо общества» Сулев Валдмаа: «Очень извиняюсь, но EÜÕS (Общество учителей обществоведения Эстонии) не создаст прецедента и не привлечет к участию в своем мероприятии представителей других сфер жизни». Но и из «своих сфер» не все оказались достойны и не всё поняли — «Общество учителей обществоведения довело до сведения одного из зарегистрировавшихся на мероприятие столичных учителей, что Департамент полиции безопасности не желает видеть его у себя».

«Я никак не ожидал, что отбором участников банального семинара учителей обществоведения будет заниматься КаПо!» — растерянно бормотал ителлигент, который по роду своего образования вполне мог бы идентифицировать здесь элементарный фашизм.

«Учитель обескуражен: почему спецслужба не уведомила его персонально, почему в подробности посвятили третью сторону, теперь среди коллег непременно начнет циркулировать слух о его неблагонадежности. Полагаю, что именно такого эффекта и добивались», — пишет Маргарита Корнышева. — «Но все же отчего учительское собрание проводится в режиме таких строгостей? Что такое особенное происходит там? Ведь учителя — не спецагенты, гостайн им знать не положено. Есть учебная программа, есть законы ЭР, в конце концов, есть Конституция. Педагоги исходят из этого, смотрят ТВ, слушают радио, расширяют кругозор, зачем им еще и „воспитательная работа“ от КаПо? Кстати, что по этому поводу думает Министерство образования?»

Однако из местного Минобра её отослали снова в Общество учителей обществоведения Эстонии, откуда могут послать уже только в КаПо.

М. Корнышева:

«Поведение КаПо напоминает политическую обработку людей в духе отсеивания любых сомнений относительно того, что представляет опасность для Эстонии. И тут, я считаю, пора взяться за учителей русской литературы. А ну как дадут ученикам, к примеру:

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

(…)

Оставьте нас: вы не читали

Сии кровавые скрижали;

Вам непонятна, вам чужда

Сия семейная вражда;

Для вас безмолвны Кремль и Прага;

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага —

И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?..

(…)

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?..

Это Пушкин. „Клеветникам России“. Стихотворение возникло в связи с польским восстанием 1830—1831 годов. В Википедии можно прочесть, что „непосредственным поводом для его написания стало выступление некоторых депутатов во французском парламенте с призывом вооруженного вмешательства в военные действия на стороне польских повстанцев против русской армии“.

Плохое стихотворение, идеологически неправильное. Так что, может, КаПо действительно самое время на всякий случай и русистов наставить на путь истинный?»